В российский прокат вышла картина Александра Миндадзе «В субботу», которая была представлена в основной конкурсной программе недавнего Берлинского кинофестиваля. События картины разворачиваются в городе Припять в первые 24 часа с момента аварии на Чернобыльской АЭС, в субботу «незнания», когда жизнь шла своим чередом и люди продолжали веселиться, гулять, отдыхать. Главного героя, молодого партработника Валерия Кабыша, сыграл Антон Шагин, один из самых востребованных молодых российских актеров. Многие помнят его по фильмам «Стиляги», «Тиски», «На ощупь». На Антона положил глаз сам Марк Захаров - пригласив в свой театр «Ленком», дал главные роли в «Вишневом саде» (Лопахин) и в спектакле «Пер Гюнт». Наш обозреватель встретился с молодым актером.

- Антон, картина «В субботу» была представлена на конкурсе в Берлине, но осталась без призов… Вы расстроены?

- Нет, у нашей съемочной группы эмоции исключительно положительные. Принимать участие в таком фестивале - честь и удача, в независимости от результатов. Билеты на показ были раскуплены в первый же день, когда кассы Берлинале открыли свои двери. Зрители восприняли картину хорошо, но европейская публика все-таки никак не может понять наш менталитет, действия моего героя.

Наша история была актуальна и в феврале, а теперь, после катастроф на АЭС в Японии, - и подавно. На нашей планете мы живем в состоянии перманентного кризиса, внутреннего предчувствия беды. Вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы сыплются на нас со всех сторон - и тем не менее человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческие чувства и инстинкты побеждают даже в минуту осознания обреченности. Это и главное в фильме. Я уверен, что режиссер Александр Миндадзе достоин не просто «Медведя» (награда Берлинского кинофестиваля), а множества наград. К тому же он написал сценарий к фильму. Он большой человек, большой художник, и я рад, что он пригласил меня.

- На пресс-конференции Берлинского кинофестиваля вы подчеркнули, что работа над картиной Миндадзе научила вас молчать…

- Я не принадлежу к артистам, которые бьются за текст. Им кажется, если они много говорят, то они действуют. На мой взгляд, гораздо интереснее сыграть без слов, что я и сделал уже в фильме Юрия Грымова «На ощупь». И в картине «В субботу» у моего героя минимум текста: такое сыграть сложнее, ведь за текстом можно спрятаться. Однако если текст хороший, он становится хорошим партнером для актера.

- Ваш герой - молодой партработник Валера Кабыш совсем не похож на обаятельного стилягу Мэлса из «Стиляг»…

- Невероятное счастье для артиста - обнаруживать в себе десяток персонажей, личностей и характеров. Выкапывать их и вытаскивать на суд зрителя - вот именно в этом и заключается для меня актерская профессия. Не в органичном произнесении текста, который уже научились произносить даже спортсмены и люди из прочих сфер. В их устах профессия актера, конечно, обесценивается.

Александр Анатольевич позволял актерам импровизировать. Он из тех режиссеров, что допускают возможность соавторства. Для режиссера, тем более такого масштаба, это редкость - находиться в соавторстве, к тому же с молодым артистом. Нас же часто считают «рабами». Хотя мне везет на хороших режиссеров, с которыми я нахожусь в диалоге. Для меня важен диалог, а не режиссерский монолог. Безусловно, я выполню любую поставленную задачу, но меня тяготит быть просто исполнителем, мне необходимо разговаривать с режиссером. Чувствую, что во мне еще очень много внутри, что пригодится и режиссерам, и зрителям, и даже меня самого удивит.

- Вы готовились как-то специально к роли в фильме «В субботу»? Подключали какие-то личные воспоминания? Ведь вы из Брянской области, а это не так далеко от места трагедии?

- Когда случилась авария, мне было всего два года. Я родился и вырос в городе Карачеве Брянской области. Позже, когда учился в школе, помню, что у меня и моих одноклассников вызывало недоумение: некоторые из ребят постарше всегда приходили в столовую с особыми талончиками на еду - они были даже другого цвета, желтого, кажется. Потом кто-то внес ясность, что эти дети были в опасной зоне, в эпицентре аварии, в непосредственной близости от нее, потому им полагалось особое питание.

Александр Анатольевич и его съемочная группа досконально собирали материал для картины - воспоминания выживших, лично беседовали с ними. Больше всего помогал сам Миндадзе. Я задавал вопросы - он отвечал. И наоборот. Внутренний диалог между нами продолжается до сих пор, даже когда мы не видимся и не созваниваемся.

- Бытует мнение, что драматические роли играть проще, чем комедийные. Нет ли у вас желания попробовать себя в комедийном жанре?

- Не так давно я сыграл в комедии «Поцелуй сквозь стену», и это опыт, который, без сомнения, очень много дал. Еще до начала съемок мы с режиссером Вартаном Акопяном договорились, что специально никого смешить не будем - юмор должен возникать от ситуации, от реакции, в которую попадает герой. При стопроцентно серьезной работе в кадре, на мой взгляд, может возникнуть настоящая ирония, без какой-либо специальной, наигранной комедийной подоплеки.

- В одном из интервью вы сказали, что «профессия актера страшна»… Так ли уж она страшна? Потому ли, что иногда очень тяжело выходить из образа и возвращаться в привычное русло жизни?

- Ну, она по-разному страшна. Сохранить себя и не стать рабом профессии - почти одна из самых тяжелых, иногда невыполнимых задач. Страшна и тем, что от тебя очень мало, по сути, зависит - есть режиссер, есть сценарист, есть монтажер. Но сохранить себя и не растерять за всем этим самого себя - невероятный труд. Свою состоятельность я пытаюсь доказывать только работой, а ни в коем случае не внешней мишурой, закулисными сплетнями, интригами и так далее. Это тяжелее - доказывать только работой, но это честнее, по крайней мере, по отношению к самому себе.

- Антон, расскажите о своих увлечениях.

- Русская классика очень повлияла на меня. И я по-настоящему увлечен и прозой, и поэзией. Люблю Вампилова, Шаламова. Сам пишу стихи, пытаюсь писать прозу. Не для печати - я об этом не думаю даже, а для себя, для друзей. Хотя я на саксофоне не играю (как мой герой Мэлс в «Стилягах»!), но музыку очень люблю: «Кино», «АукцЫон», а из западных звезд - Radiohead, Portishead, The Doors.

- Вы говорили, что хотите объехать весь мир. Путешествие уже началось?

- Мне кажется, что деньги надо зарабатывать, чтобы путешествовать. Работы много очень, но все же появляется иногда пара недель, когда я предоставлен себе и своей семье, мы стараемся выбираться все вместе, втроем - жена, трехлетний сын Матвей и я. В ближайшее время, правда, о путешествиях думать сложно. В «Ленкоме» мы только что выпустили «Пер Гюнт» по Генрику Ибсену. Пер Гюнт - не просто большая, а огромная роль. В спектакле очень много пластических решений, танцев, музыки.

- Почему вас не видно в телесериалах?

- Для чего на всю эту муть и серость соглашаться? Ради чего? Чтобы заработать сумасшедшие деньги? Но мне это неинтересно. Я вырос в маленьком провинциальном городке на руках у бабушки и деда, можно сказать, в нищете. Но за длинным и легким рублем никогда не гнался. В «Ленкоме», где я работаю, я получаю замечательную зарплату, на которую можно достойно существовать. Не шикуя, конечно, но жить можно вполне нормально, даже семьей.

Халтура же - это для меня некое «культурное» преступление. У меня нет претензий к тем актерам, которые снимаются в «мыле». Каждый делает то, что может, зарабатывает так, как может. Но я просто не выдержу такой дистанции, как 50, 100, 200 серий, при условии, что буду постоянно выкладываться на сто процентов все съемочные дни. Меня не хватит, я знаю свой предел. Пятьдесят съемочных дней - и все, меня можно выжимать, я «потерян для общества». Не то что говорить, а лежать, спать просто не могу.

- Антон, вы бывали в Мурманске?

- Пока нет, но очень хотел бы приехать. Летом съемки в основном проходят в южных городах, но, я уверен, в ваших краях есть замечательная, уникальная природа, идеальные места для натурных съемок. Хотя я ко всем нашим городам отношусь хорошо, даже к самым маленьким, потому что сам вырос в провинции, учился в ПТУ. Я, правда, искренне, без квасного патриотизма, люблю свою страну, свою землю. Я горжусь, что живу в России, играю молодых ребят, которыми может гордиться страна. Уверен, что мы преодолеем все препятствия и невзгоды. Убежден, что русского человека не сломать - никогда и никому это не удастся. Про это ведь и идет разговор в картине «В субботу».

Михаил АНТОНОВ