Кто первей?

- Знаешь, кто был первым хеви-металистом? - спросил меня как-то приятель.

- Оззи Осборн? А может, Рони Джеймс Дио? - неуверенно произнес я, перебирая в голове патриархов тяжелого рока.

- Эдвард Григ, - отрезал мой товарищ.

- Григ? Так ведь он жил в XIX веке, а хеви-метал как музыкальный стиль сформировался лишь во второй половине 20-го столетия, - недоумевал я.

- Сейчас докажу, - продолжил товарищ, извлек из стола компакт-диск американской группы «Trans-Siberian orchestra» и вставил в музыкальный центр.

Из динамиков полилась знакомая мелодия «В пещере горного короля», аранжированная по всем канонам тяжелого жанра. Прослушав произведение норвежского классика в столь необычном исполнении, мы вспомнили, что еще один заокеанский коллектив - «Manowar» таким же образом похулига-нил с «Полетом шмеля» Николая Римского-Корсакова, после чего пришли к выводу, что великого русского композитора можно считать первым отечественным рокером. Но, побывав на днях в самом сердце земли Кольской - селе Ловозере, узнал, что по поводу Римского-Корсакова мы глубоко заблуждались. Первым рокером в нашей стране, как выяснилось, был... Александр Сергеевич Пушкин. По крайней мере, в душе.

Прикол улетучился, осталась соль

- Музыканты - в какой-то степени народ с других планет, - сказала директор ловозерского центра развития досуга и культуры Галина Шебут. - Учитывая, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики, решили организовать для них рок-посиделки и приурочить их к полету Юрия Гагарина. Отсюда и название фестиваля «Апрель 12». Два года назад в селе появилась группа «Шарапов-наволок». Участники коллектива - люди молодые, инициативные, благодаря им концерты в Ловозере теперь проходят регулярно. А фестиваль «Олений Рог», который устраивается на крыльце ЦРДК летом в День молодежи, стал для района доброй традицией.

Стоит добавить, что и рок-посиделки, где в теплой дружеской обстановке музыканты с радостью общались, также претендуют на то, чтобы перейти в разряд местных обычаев. Нынешний такой концерт уже второй по счету. Первый, как оказалось, состоялся в октябре прошлого года. Полюбился он и публике, кстати, помимо ловозерских поклонников рока на фестиваль прибыла молодежь из соседних Ревды и Оленегорска. Правда, аппаратуру устроителям мероприятия каждый раз приходится собирать по частям. В арсенале ЦРДК нет нужного количества микрофонов, гитарных комбиков и прочего, чтобы дать полноценный концерт. Вот и приходится часть аппаратуры везти из Мурманска, часть из Оленегорска.

Продемонстрировать творческие успехи вызвались пять команд из областного центра и две местные. Началось все с выступления группы «Айзехон». Мурманская группа исполнила несколько песен в лучших традициях русского рока. «Новый мир» заставил вспомнить фильм Андрея Тарковского «Сталкер». От образов фиолетового неба, серного океана и выжженной земли без лесов, на которой «не услышишь прежних птичьих голосов», с чувством пропетых бас-гитаристом Антоном Сумкиным, мороз пошел по коже. Даже возникло предчувствие апокалипсиса, особенно, если помнишь об аварии на Фукусиме. Правда, последующие произведения «Сон во время зимы», «Моя игра» и перекликающееся с космической тематикой концерта «Звезды в небе» хоть и были навеяны светлой грустью, но все-таки вселили уверенность в том, что у человечества еще есть шанс исправить свои ошибки, дабы не оказаться на краю пропасти.

«Узник» в рок-режиме

Вторыми вышли на подмостки хозяева фестиваля - «Шарапов-наволок». Топонимическое название коллектива взято из истории - в былые времена так именовался мыс Шарапов на полуострове Рыбачий, где коренной народ саами приносил жертвы сейдам. В зал бурным потоком хлынул хард-н-хеви. Пронзительные пассажи молниями вырвались из-под пальцев соло-гитариста Алексея Каракчеева и наполнили воздух электрическими разрядами. А голос придвинувшего к себе микрофонную стойку барабанщика Николая Деревяхина заставил вспомнить о разумном, добром и вечном. Исполненные произведения напоминали пружину. Эта пружина сначала скручивалась до предела, а затем резко разжималась, обдавая зрителей напором бешеной энергетики и подталкивая на размышления о том, что же такое любовь, зло, свобода... Все это органично дополняла ритмичная партия бас-гитары Алексея Галкина.

Самой проникновенной композицией стала «Любовь мертва».

- Искать спасенья там, где боль,

И верить, что наступит утро...

Вы вновь ведете за собой

Слепых глупцов на плаху смуты.

Вы вновь кричите в небеса:

«Ну где ты, бог, явись пред нами!»

Кругом лишь боль и пустота,

Вы виноваты в этом сами!

- надрывал голосовые связки Николай.

Решились ловозерцы и на эксперимент с чужими литературными произведениями. Так незабываемое впечатление произвел положенный на их музыку пушкинский «Узник».

- Идея сделать стихотворение русского классика песней пришла случайно, - рассказывает Алексей. - Сидели как-то дома с ребятами, на глаза попался сборник Александра Сергеича. Открыли, полистали, почитали. Под рукой была гитара, вот решили спеть «Узника» ради прикола. Позже прикол улетучился, а строчки великого поэта крепко засели в сердце и не дали нам покоя. Пришлось взять стихи на репетицию, где и было решено сделать из них полноценное музыкальное произведение.

Голос поставили в храме

Оба Алексея работают в обсерватории «Ловозеро» Полярного геофизического института, где занимаются наблюдениями за северными сияниями. Сутки дежурства сменяются тремя выходными, поэтому недостатка времени для творчества они не испытывают. Каракчеев помимо музыки успевает еще заниматься резьбой по дереву и кости. И если как музыкант он все-таки любитель, то как резчик - самый настоящий профессионал. Эту специальность Алексей освоил в местном профтехучилище, где и получил соответствующий диплом. Теперь изготавливает саамские сувениры: амулеты, статуэтки шаманов-нойдов, оленей, различных божеств, что, к слову, приносит ему неплохой доход. Их с удовольствием раскупают туристы, когда в селе проходят национальные праздники.

Николаю в этом плане значительно труднее - разрывается между Ревдой, где трудится электриком на горно-обогатительном комбинате, Ловозером, где руководит вокально-инструментальной студией в ЦРДК, и Оленегорском, где поет в церковном хоре. Барабанщик не скрывает, что службы в храме позволили ему поставить голос. Поэтому и микрофон взял как эстафетную палочку после отъезда в Санкт-Петербург бывшего вокалиста группы Петра Третьякова. Несмотря на плотный график, Деревяхин все же находит время для любимого хобби, ведь рок, по его словам, - это святое.

Не менее ярким было выступление и других участников рок-посиделок: мурманских «Ахтунг, беби», «Цейтнота», «Апофеоза» и «Курков». Последние порадовали публику зажигательным ритм-н-блюзом.

Завершила программу ловозерская команда «От 120». Группа окатила зрителей веселым, разудалым панк-роком, воспевающим, как и положено адептам означенного музыкального стиля, идеи русских мыслителей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Несмотря на то, что это был дебют, зрители тепло отнеслись к команде и наградили начинающих рокеров горячими аплодисментами.

Фото: Аристов Игорь
Игорь АРИСТОВ