В Северном морском музее Архангельска открылась выставка «Идет теплоход...», посвященная 110-летию спуска на воду первого в мире теплохода - судна с дизельными двигателями. Случилось это в России, в Санкт-Петербурге. Первенца назвали «Вандал».

Надо сказать, это событие явилось технической революцией в судостроении, повлияв на дальнейший ход истории мореплавания.

Применение дизельных двигателей обеспечивало значительную экономию топлива: каменный уголь был заменен соляркой и мазутом.

С появлением теплохода на смену судовым кочегарам и машинистам пришли мотористы.

Но «золотым веком» теплоходов в России считаются советские 60-80-е годы: именно в это время происходило техническое обновление флотов, которые пополнялись целыми сериями судов. Выставка «Идет теплоход...» показывает наиболее яркий период в истории морского торгового флота СССР, когда паровые суда окончательно уходят в прошлое, а Советский Союз становится лидером морских перевозок среди других стран. Кроме того, это «золотой век» и в истории Архангельской области.

- Благодаря теплоходам развивался не только Архангельский морской порт, с их работой было тесно связано развитие всей области, ее экономики, лесной и бумажной промышленности, - сказал на открытии выставки Александр Николаевич Гагарин, бывший директором Северного морского пароходства с 1986 по 2002 год. - Наша обязанность - рассказать молодому поколению богатую историю северного судоходства. Нам есть чем гордиться.

На выставке представлены предметы того самого теплоходного «золотого века» - фотографии, документы, навигационные приборы, инструменты, модели теплоходов, ящички с горлышками от разбитых бутылок с шампанским и именами «крестных матерей» судов, радиограммы, таблички с радиопозывными теплоходов. Отдельное место отведено спасательным средствам, которыми были оснащены теплоходы.

Кроме того, посетители выставки узнают о технических особенностях теплоходов разных классов и традициях судостроителей.

Северяне, которые помнят ту самую «золотую двадцатку», вероятно, с удовольствием вспомнят красавиц «Татарию» и «Буковину» у причала Красной пристани, ходивших в выходные дни на Соловки.

Тогда, наверное, лишь вконец обленившийся архангелогородец не поднимался на борт этих пассажирских теплоходов...

- На новой выставке мы впервые представили все музейные коллекции, которые есть в нашем музее. От сложных предметов из коллекций судового оборудования, приборов и инструментов до простых - предметов из декоративно-прикладной коллекции, коллекции значков, нумизматики, - поведала директор Северного морского музея Татьяна Маслова.

Говорят, в те годы, о которых рассказано на новой выставке в Морском музее, Северное морское пароходство насчитывало до 150 судов, ныне флот компании состоит из 41 единицы судов различного назначения, как написано на официальном сайте ОАО «Северное морское пароходство». Тем не менее в частных разговорах бывалые моряки, присутствовавшие на открытии выставки, не считают, что слава северного судоходства и судостроения осталась в прошлом: «Все еще будет!» Надо сказать, что хотя Морской музей Архангельска после реконструкции здания открыт для посещения уже около двух лет, работа над постоянной экспозицией еще ведется.

По словам заместителя министра культуры Архангельской области Андрея Фомина, новая выставка - это очередной этап на пути к формированию постоянной экспозиции Северного морского музея «Тысячелетие Северного мореплавания», которую планируется открыть осенью этого года.

Средства на морскую экспозицию заложены в государственной программе Архангельской области «Культура Русского Севера (2012-2015 годы)». Кроме того, по федеральной целевой программе «Культура России» в 2013 году на создание постоянной экспозиции музея выделено около четырех миллионов рублей.

Елена ИРХА, газета «Правда Севера»