Областной художественный музей впору поздравить с прибавлением. В ближайшее время его фонды пополнятся аж пятью десятками новых работ. Да каких! Выполненные в разных жанрах и техниках, эти произведения современных петербургских мастеров станут солидным вкладом в музейную коллекцию.

- Это действительно очень важное для нас событие, - подчеркнула директор музея Ольга Евтюкова. - Ведь в результате мы станем обладателями весьма представительного собрания произведений актуального искусства. А «мы» в данном случае - это не только и не столько музей, сколько все северяне, жители Кольского Заполярья. Потому что музейные фонды - это наследие, это навсегда. Может не стать музея, но фонды останутся достоянием народа и государства.

Участники Санкт-Петербургского творческого союза художников продолжают традиции, заложенные еще передвижниками. Свои творения они несут в народ - их экспозиции много путешествуют по России. Выставка «Петербургские встречи», которая откроется сегодня в Мурманске, до этого успела побывать в Петрозаводске, Архангельске, Великом Новгороде, а после заполярной столицы направится в Выборг. К нам прибыли полторы сотни работ более чем семидесяти авторов. Это живописные и графические произведения, небольшие скульптуры, арт-объекты. Все их объединяет то, что можно назвать питерским стилем, весьма узнаваемым и отражающим своеобразную ауру родного для авторов города. Он - в ироничном и романтичном взгляде на окружающую действительность, а также в смешении стилей и жанров, на стыке которого предпочитают творить мастера.

История питерского союза началась еще в 1918 году. В него в разное время входили такие ныне всемирно признанные художники, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Зинаида Серебрякова и другие. Они не всегда были признаны официальной культурой, однако неизменно пользовались популярностью у публики. Союз не раз закрывали, ибо от общепризнанного и одобренного свыше мейнстрима он предпочитал уклоняться в сторону яркого индивидуализма. В нынешнем своем качестве союз возродился в 1990-м, и с тех пор его участники - а их сейчас около шестисот - занимают особенное место в российском культурном пространстве.

Работы настолько яркие и особенные, что монтаж выставки, процесс которого нам удалось увидеть, превратился в своеобразную творческую задачу для сотрудников музея. Ведь полотна надо разместить так, чтобы семьдесят с лишним авторских индивидуальностей не мешали друг другу, не давили друг на друга - ни цветом, ни композицией, ни масштабом. Не говоря уже о том, насколько при этом надо быть аккуратными и внимательными - сотрудники распаковывали картины исключительно в специальных белоснежных перчатках.

В 21-м веке популярными у художников остались все те же вечные темы - дружба, любовь, красота окружающего мира. Конечно, современные авторы интерпретируют их по-своему. Наше время - это время эклектики, когда нет четких границ между жанрами, направлениями и эпохами. Поэтому в полотнах на новой выставке можно увидеть явственные отсылы и к российскому, и к мировому художественному наследию. В фигурке мальчика на холсте Константина Полякова видишь парафраз Дейнеки, например. А в работе Дмитрия Флегонтова, название которой звучит как строчка из хокку - «Лодка и дым от костра», проступают черты импрессионистов. Отношение к классике у наших современников довольно легкое и ироничное, от чего работы только выигрывают.

- Авторы, чьи произведения вошли в экспозицию, в большинстве своем признанные мастера, - отметила Ольга Евтюкова. - Их работы хранятся и выставляются в Третьяковской галерее в Москве, в петербургском Русском музее. Надеюсь, что просмотр выставки заставит зрителей покопаться в Интернете, узнать что-то новое о художниках. А оказавшись в наших столицах, возможно, многие захотят лично увидеть эти вещи и сходят в прекрасные музеи.

Подарок же от петербургского творческого союза станет жестом доброй воли в преддверии юбилея мурманского музея. В 2015 году он отметит свое 25-летие. К этому событию будет приурочена еще одна питерская выставка в заполярной столице.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Юлия МАКШЕЕВА