Взглянуть на себя со стороны - чужими глазами - всегда полезно. А если это будет взгляд людей совсем еще молодых и жизнерадостных, то не только полезно, но и приятно. Мурманск и его окрестности московские студенты-художники увидели каким-то удивительно солнечным и красочным краем, в котором живут красивые и сильные люди.

Такое впечатление складывается от новой выставки, открывшейся в областном художественном музее. Название ее отражает суть затеи - «Летний пленэр в Мурманске». Два десятка студентов ВГИКа во главе со своим руководителем - художником, журналистом и преподавателем Игорем Тихоновым - несколько недель провели на Кольской земле, делая зарисовки в самых разных местах. А потом решили показать северянам. Получилось почти семьдесят работ, в основном этюды, выполненные маслом и пастелью. Стоит отметить, что так далеко на Север будущие кинематографисты - среди них те, кто осваивает профессию мультипликатора, художника костюма, сценографа, - забрались впервые. Обычно летняя практика проходила у них в средней полосе - Владимирской, Вологодской областях.

Конечно, природа гостей очаровала, тем более что с погодой повезло. Заполярное небо увиделось им по-южному синим, а цветущий иван-чай - ярким и буйным. Бухты и брошенные лодчонки Териберки смотрятся романтично и слегка печально. Анастасию Кондратьеву явно впечатлили наши чайки. Мы-то к ним не просто привыкли, а даже как украшение пейзажа почти не воспринимаем - роются в помойках да орут дурными голосами. На этюдах же они парят в небе, раскинув широкие белоснежные крылья. Не обошлось и без вида Мурманска от памятника Алеше, откуда разворачивается панорамная картина и города, и порта, и залива. Сам монумент у Дмитрия Илюшина вышел графичным и четким, почти лишенным полутонов.

Портретная галерея вызывает слегка ностальгические чувства. Лет сорок назад на любой выставке обязательно были портреты рабочих, моряков, горняков, летчиков. Нынче реализм не в моде. Однако для того, чтобы экспериментировать и творить, необходима хорошая классическая школа, которая немыслима без портретной практики. Ребята побывали не только в порту, но и на нескольких кораблях - «Пурге», «Катране», «Часовом». «Труженики моря» - как-то так назвали бы раньше их зафиксированные впечатления. А труженики и впрямь достойны того, чтобы с них писали портреты: у матросов, механиков, боцманов - обветренные лица, открытые взгляды, уверенные позы. Все это удалось передать Анне Поповой, Ксении Антиповой, Алине Аугмановой.

Кстати, как нетрудно заметить, большинство авторов работ новой экспозиции - девушки. Кинематографические профессии, долгое время являвшиеся преимущественно мужскими, меняют вектор. Женщин в них все больше. Наверное, вскоре станет больше и женского кино? Что ж, судя по «Летнему пленэру», оно наверняка будет более эмоциональным и ярким.

Фото: Сергей Ещенко
Анастасия Кондратьева.
Фото: Сергей Ещенко
Анна Попова.
Фото: Сергей Ещенко
Дмитрий Илюшин.
Юлия ГЕОРГИЕВА