Если на стене висит ружье, то рано или поздно оно обязательно выстрелит. Если в доме постоянно звучит музыка - от Аллы Пугачевой, «Битлз» и «Дип Перпл» до Бетховена и Рахманинова, а бабушка мастерски играет на гитаре, причем на семиструнной, - то быть ребенку, растущему в этом доме, музыкантом. Наверное, и то, и другое утверждение - сущие аксиомы. Во всяком случае по поводу второго у нашего земляка Андрея Скороходова сомнений нет. Именно он был тем самым ребенком, которому довелось расти в очень музыкальной семье. Притом что профессионально родители с музыкой связаны не были, они ее обожали.

- Отец был убежденным меломаном с очень широким кругом интересов, - улыбается Андрей. - Никто особенно не удивился, когда я решил учиться в Мурманском музыкальном училище. Потом закончил Петрозаводскую консерваторию, стал профессиональным гитаристом и дирижером. Теперь вот думаю - чего ждать от сына? Ванька еще младенец, но музыки успел наслушаться еще в утробе матери - профессиональной скрипачки. Да и совсем крохой уже побывал за кулисами, во время одного из наших выступлений пришлось взять его с собой. Лена отыграет - и за сцену, к малышу. Ну что же, посмотрим, во что все это выльется!

Совместно с женой Андрей подготовил несколько интересных программ, которые мурманские ценители музыки могли услышать в областной филармонии. Одна из них была посвящена «Мастеру и Маргарите», другая представляла собой своеобразное кругосветное путешествие с помощью мелодий и ритмов. А параллельно всей этой работе у Андрея зрела идея, весьма необычная по нынешним временам, - создать настоящий симфонический оркестр. Проект, прямо скажем, смелый: оркестр - это не просто сложно, а очень сложно. Достаточно вспомнить, как рождался на свет наш областной симфонический оркестр, притом что им занимались на государственном уровне. А здесь - личная творческая инициатива и вера в свои силы. Как выяснилось, этого оказалось достаточно.

- Да, было трудно, - говорит Андрей. - Причем самое сложное - найти людей, готовых посвятить себя такой работе. Конечно, мы все друг друга знаем, так что связи оказались совсем не лишними. А когда музыканты чувствуют себя единым целым, доверяют коллегам, связаны между собой некими приятельскими отношениями, то дело идет веселей и оркестр играет лучше и слаженней. Я очень рад, что никого не пришлось убеждать и уговаривать - с радостью откликнулись на мое предложение музыканты из оркестра штаба Северного флота, преподаватели школ искусств из Рослякова и Снежногорска, артисты нашей филармонии, преподаватели Мурманского колледжа искусств.

В итоге собрался представительный состав из 24-х человек. Флейты, кларнеты, валторны, скрипки, виолончель - все краски в этой музыкальной палитре не перечислишь. Такой состав позволял браться за серьезные вещи. И «Баренц-Камерата» - так назвали новый коллектив - начала готовить свою первую программу.

Базу для репетиций предоставил Мурманский колледж - у его директора Владимира Возного Андрей в свое время учился. Там же, на сцене колледжа, кстати, состоялся и первый концерт «Баренц-Камераты». Заинтересованность проявила и администрация Североморска – проект поддержали не только добрым словом, но и нашли возможность финансово помочь музыкантам.

Премьерную программу назвали «Нескучная классика». Цель перед собой ставили такую: познакомить слушателей с теми мелодиями, которые им вроде бы известны, но которых они, возможно, не слышали в полной версии. В рекламных роликах, в телефонных рингтонах, в саундтреках звучат какие-то выжимки из бессмертных творений всемирно известных авторов - но не каждый способен их опознать, и далеко не всякий имел возможность услышать их в концертном зале в исполнении симфонического оркестра.

- Аудитория у Моцарта или у Баха несравненно шире, чем у звезд российской эстрады, - шутит Скороходов. - При этом у значительной части публики классические произведения вызывают некий страх или как минимум неприятие. А ведь по-настоящему слушать музыку можно только в концертном зале. Даже самый качественный диск - это все равно консервация, неспособная дать свежесть восприятия. А вот когда оркестр в живую играет вечную музыку - тут эффект обеспечен.

Вивальди, Бах, Чайковский, Шуберт, Григ, Моцарт… Солистка филармонии Людмила Лаврентьева исполнила одну из арий - как отметил Андрей Скороходов, наш, российский зритель очень охотно идет на голос, это востребовано в любой программе. В целом публика приняла дебют «Баренц-Камераты» весьма благосклонно. И сразу начались вопросы о том, когда концертная деятельность коллектива продолжится. Как рассказал Скороходов, уже осенью музыканты начнут репетировать новую программу. Предварительно руководитель оркестра обозначил ее название так - «Играют дети». Дети - воспитанники областных школ искусств - выступят в качестве солистов оркестра. Возраст будущих артистов от семи до семнадцати лет. Андрей считает, что ребята могут дать фору взрослым, поскольку играют на достаточно высоком уровне. Программа процентов на восемьдесят уже собрана - закончится летний перерыв, и закипит работа.

- Вот о чем нам не стоит переживать, так это о репертуаре, - уверен Скороходов. - Прекрасной музыки очень много - у одного Гайдна, к примеру, сто с небольшим симфоний. Это не бесконечное количество, но это очень много. Есть также масса музыки не менее прекрасной, но такой, которая совершенно у нас не на слуху. Тут мы можем выступить как археологи, ведь раскапывать эти пласты чрезвычайно интересно. А сколько любопытного пишется нашими современниками! За рубежом такие вещи играют, у нас это не особенно принято, но это тоже задел нам на будущее.

Состав оркестра достаточно мобилен. Остается неизменным некий костяк, а остальное может варьироваться. Например, в новой программе, возможно, не будет духовых инструментов, соответственно, количество музыкантов сократится.

- «Баренц-Камерата» сейчас, как ребенок, который делает первые шаги, - улыбается ее создатель. - Мы еще только обретаем свое лицо, свой способ и манеру музицирования. Уверен, что у нас все получится.

Юлия МАКШЕЕВА