- Собирать работы для этой выставки мне пришлось довольно долго. Впрочем, в этом я сама виновата - есть у меня склонность до бесконечности перерисовывать. Дома стояло пять холстов, и на каждом я начинала что-нибудь писать. Потом мне не нравилось то, что получилось, я вновь грунтовала поверхность и писала что-нибудь новое. И так со всеми пятью работами! Спас меня приятель, он сказал: как только чувствуешь в себе этот зуд все исправить, остановись. Возьми чистый лист и рисуй на нем. Я последовала доброму совету, и потихоньку количество моих картин стало увеличиваться. За несколько лет накопился материал для персональной экспозиции.

Мурманчанка Гульнара Юлдашева рассказывает о себе с улыбкой - она молода, и недавно открывшаяся в городской галерее «Пространство» выставка для нее первая персональная. Раньше она участвовала лишь в коллективных проектах, а теперь решила показать только себя. Экспозицию назвала «Однажды увиденное». В нее вошло два десятка работ, созданных в 2011-13 годах. Все они яркие и красочные, далекие от реалистичного взгляда на жизнь, - фантазии, абстракции, мечты.

- Мне нравятся импрессионисты - их эмоциональность, способность к обобщению, их колорит, - говорит Гульнара. - Близко такое направление, как метафизическая живопись, впечатляют работы Джорджо Моранди. А вообще рисовала с детства, за что спасибо родителям, особенно маме и бабушке. Мама сама рисует, правда, в основном для себя. Я в какой-то степени воплощаю ее мечты. Училась в мурманской изостудии, потом в художественной школе. Образование получила тоже художественное - буквально на днях стала выпускницей нашего гуманитарного университета, факультета ИЗО.

Гульнара признательна своим педагогам - считает, все, чего она достигла, получилось благодаря им. Главное, уверена молодая художница, это объединить то, чему тебя учили - владение цветом, ритмом, умение выстроить композицию. А для этого необходимо уловить внутреннюю гармонию во всем, что происходит вокруг, понять, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Вспоминает, как в художественной школе их возили на пленэры - начинающие художники работали прямо на берегу Семеновского озера. Девушке и сейчас нравится создавать что-то на природе, обычно это не столько пейзажные наброски, сколько абстрактные зарисовки, сделанные карандашом или гелевой ручкой.

Среди работ в галерее выделяется несколько портретов. На одном - человек-вопрос с длинной шеей, изогнутой в виде соответствующего знака препинания. Это, скорее, образ, задающий вопросы нам - кто я, откуда, зачем здесь?

На другом - очень скупо изображенная девушка, почти без деталей и весьма графично.

- Это автопортрет, - улыбается Гульнара. - Мне кажется, я такая. А что до графики, то я вообще ее люблю.

Еще одно лицо кажется смутно знакомым. Потом замечаешь отдельно от лица изображенное на полотне ухо, и все становится понятно: Винсент Ван Гог. Рядом - Малевич. Автор рассказывает, что хотела сделать серию портретов тех людей, кто ей близок, кого она любит и кем восхищается. Начало уже положено.

Сейчас Гульнара на распутье. Учеба закончена, надо определяться с будущим. Хочется продолжать рисовать, но девушка пока не уверена, что именно это занятие должно стать главным в ее жизни. Тем более что есть опыт создания и реализации собственных бизнес-проектов. Например, интернет-галерея «Art from Barents». На этой площадке, существующей с 2011 года, выставляются, продаются, а также берутся в аренду - востребована и такая услуга - произведения мурманских авторов. Пока только наших земляков, в дальнейшем же организаторы - Гульнара и североморский художник Павел Зычков - планируют сотрудничать и с мастерами из стран Баренц-региона. На вопрос, не думают ли галерейщики перевести свое заведение в реальный формат, Гульнара задумалась.

- Нам бы этого хотелось, - сказала она, - однако будет ли это востребовано в Мурманске? Интерес к живописи тут невысок, круг ценителей довольно узок. Я люблю бывать на выставках и всегда посещаю открытия экспозиций - так вот, нетрудно заметить, что там присутствуют одни и те же люди. Поэтому нам пока неясно, на какой город ориентироваться, если продолжать затею с галереей.

Фото: Лев Федосеев
«Винсент».
Юлия МАКШЕЕВА