В минувшую среду в джаз-блюз-кафе гостиницы «Парк Инн Полярные Зори» я с интересом поглядывал не только на сцену, но и на зрительниц за соседним столиком. Уж очень мне любопытна была их реакция. Ведь послушать мурманский джаз заглянули специалисты классических оперы и балета - представительницы струнной группы оркестра Музыкального театра Карелии, приехавшего к нам на гастроли.

Вундеркинд вырос

Виолончелистка Екатерина Охраминская, правда, уже полтора года как мурманчанка, играет в нашем филармоническом оркестре. Но до этого уроженка Костромы несколько лет после окончания Петрозаводской консерватории работала в оркестре упомянутого театра. Вот и привела своих подруг, скрипачек Наталью Алексееву и Надежду Чукмареву, впервые попавших в Мурманск, в очаг заполярной джазовой культуры.

А послушать было что. Начала вечер новорожденная в этом году группа «Logic of Future» - «Логика будущего». Четверо музыкантов из этого инструментального квинтета - Виктор Гуськов (гитара), Павел Моисеев (клавиши), Максим Ольховой (саксофон) и Николай Ольшанский (бас) - хорошо знакомы завсегдатаям джаз-блюз-кафе. А вот пятый «логик из будущего» стал своего рода сенсацией.

На сцену вышел бывший вундеркинд со звенящей фамилией, а теперь первокурсник эстрадного отделения Мурманского колледжа искусств Леня Колокольчиков. Да-да, тот самый маленький барабанщик, который когда-то в «Ледоколе» под ударную установку пешком ходил. Если помните, дебютировал Колокольчиков на этой сцене в 2003 году на фестивале «Арктик-джаз», и было тогда самому юному ударнику Мурманска всего 8 лет. Он тогда только-только начал заниматься в детской студии ударных инструментов Сергея Зайкина.

Теперь Леонид показал хорошую выучку, особенно удавались юноше партии в пьесах с умеренным по скорости бит-ритмом. Более того, коллеги даже позволяли своему барабанщику солировать.

- Этот ударник очень хорош! Мой молодой человек учится в Петрозаводской консерватории по классу эстрадного барабана, и кое-что я в этом понимаю, - говорит мне скрипачка карельского театра Надежда Чукмарева.

Ритм в четыре руки

Повышенное внимание в этот вечер привлек и гитарист Виктор Гуськов. На джазовую среду в клубе «Ледокол» выпал день рождения четверокурсника колледжа искусств, и он чуть смущенно принимал поздравления.

Вообще-то Гуськов, быть может, самый скромный из всех здешний гитаристов. Никаких внешних сценических эффектов! Но играет, как полубог. Сидит тихонько сбоку на сцене и ведет свою, порой виртуозную партию, изредка поглядывая в зал. Поймать в объектив его улыбку - большая удача.

В ноябре 2011 года Гуськов впервые вывел на эту сцену свою новую группу без названия. Впрочем, ведущий джаз-блюзовых вечеров Роман Мурачев не растерялся и объявил:

- На борту «Ледокола» группа «Гуськов-бэнд»!

Вскоре эту группу уже знали под названием «Бибоп», и два сезона эта своего рода молодежная сборная области по джазу блистала. Сам Гуськов - уроженец Полярных Зорь, бас-гитарист и тогда сосед по комнате в общаге музучилища Николай Ольшанский - из Североморска, клавишница Ольга Петрунина - из Заполярного, а саксофонист Максим Ольховой и ударник Роман Резник - мурманчане.

Вы, наверное, обратили внимание, что новая группа Гуськова «Logic of Future» практически повторяет состав «Бибопа». Даже ударник Роман Резник периодически подменял дебютанта Колокольчикова, а иногда они вели ритм в четыре руки - то один, то другой брал на колени конги, передавая барабанные палочки, словно эстафетные, сменщику.

- Как я люблю этих джазовых мальчиков! Знакома с каждым из них и наслаждаюсь их профессионализмом. Мои петрозаводские подруги просто в восторге! - комментирует виолончелистка Екатерина Охраминская.

Но ничто не вечно под джазовой Луной…

Девушки с характером

Этой весной казавшийся непотопляемым, как джазовый стандарт, «Бибоп» канул в Лету. Голубоглазая клавишница Ольга Петрунина давно хотела добавить в чисто инструментальную группу джазового вокала, но столкнулась, видимо, с мужским консерватизмом.

Есть на эстрадном отделении колледжа искусств такая дисциплина - ансамбль, где студенческие составы меняются в самом произвольном порядке. На одном из занятий Петрунина подыграла вокалистке Александре Мироненко. Зацепило. И уже 26 февраля (девушки с характером точно запомнили эту дату) они, не афишируя, обработали первые свои две песни.

Творчество у них поистине коллективное. Саша сочиняет текст и кладет его на пришедшие в голову гармонии. Оля доводит до ума мелодию, а гитарист Александр Долгоселец вместе с хорошо нам знакомой по «Бибопу» ритм-секцией Романа Резника и Николая Ольшанского оттачивает аранжировки.

- Между прочим, мы собираемся добавить бэк-вокал и уже репетируем с певицами Софьей Мазур и Надеждой Быковой. Очень хочу разучить с ними мою любимую песню Ареты Франклин «Call me», - сообщает Саша Мироненко.

Ну как же здесь без подпевок! Великой Арете, помнится, в этой композиции собственного сочинения подпевали две ее родные сестры…

Саша же представила свою новую песню «Наше лето» и в стихах собственного сочинения бойко расписала прелести необычайной мурманской жары. Разумеется, инструменталисты взяли за основу аранжировки актуальные для прошедшего лета карибские мотивы.

- Эта ваша певица - настоящий талант! И голос глубокий, чувственный, поистине джазовый! - комментирует гостья Мурманска Надежда Чукмарева. А ее коллега по оркестру Музыкального театра Карелии скрипачка Наталья Алексеева изящно подбила бабки:

- В вашем «Ледоколе» много неординарного, а главное - прекрасная музыкальная атмосфера. Я первый раз в Мурманске, не ожидала, что он будет таким зеленым, но еще приятнее, что он оказался таким музыкально насыщенным.

Фото: Павел Вишневский
Екатерина Охраминская, Наталья Алексеева и Надежда Чукмарева.
Павел ВИШНЕВСКИЙ