Никто не верит, что ему 76, - в такой прекрасной физической и творческой форме находится Виктор Иванович. Советский, российский сценарист, кинорежиссер, драматург, актер. Он лауреат Государственной премии СССР за сценарий к фильму «Полеты во сне и наяву». Мережко - один из основателей киноакадемии «НИКА». По его сценариям сняты 63 картины, среди них всеми любимые: «Родня», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться». Многим он запомнился еще и как ведущий популярной в СССР телепрограммы «Кинопанорама».

На днях в петербургском художественно-музыкальном салоне «Амбассадор» Виктор Иванович презентовал свой новый масштабный проект - многосерийный фильм «Красный Дон». Вот что рассказал сценарист и режиссер нашему питерскому обозревателю.

- Конечно, я мог бы устроить презентацию в каком-то киноцентре, кинотеатре, но мне захотелось сделать это в «Амбассадоре» потому, что он возродил и восстанавливает прекрасные русские традиции ХIХ века, когда в Санкт-Петербурге были модные светские вечера интеллигенции, куда приходили люди не с улицы, а заинтересованные в искусстве, поэзии, литературе, политике. Тот класс людей, который в какой-то мере определял будущее нашего Отечества. В Москве, по-моему, такого нет, чтобы проводились творческие вечера, где собирались бы люди не только творческие, но и политики, дипломаты, кто угодно, не только российские, но и иностранные. Это называется интеллектуальное братство, которое крайне необходимо не только России, но, я полагаю, всей Европе в целом. Россию во многом делали иностранцы. В частности Ольгинфельд, был такой помещик с немецкими корнями, и вот у него были три дочери и сын, и каждому ребенку он подарил земельные наделы, а эти наделы были хуторами, на одном из которых я и родился.

Так что «несколько слов о себе» (улыбается). По моим сценариям сняты 63 фильма, четверть из них - большие сериальные проекты, по 8-12-16 серий, и это при кризисе кино. Для кинематографиста очень важно, чтобы он реализовывал себя в телевизионных проектах. В театрах поставлено 18 моих пьес, сняты еще и 14 мультфильмов. Я делал «Кинопанораму» и 10 лет на канале «ТВ-6» вел программу «Мое кино». В этом году вышел фильм, который назывался «Хуторяне», сейчас я закончил сценарий, который поддержан каналом «Россия 1». Этот проект называется «Красный Дон». Есть «Тихий Дон» Шолохова, все мы знаем его и любим, а я решил сделать фильм о казаках, которые воевали в 1941-1942 годах.

Я думаю, что казачество советской властью уничтожалось как класс, вплоть до физического истребления. И казаки не принимались до того времени, пока не началась война в 41-м. А как они сражались за Родину в Великой Отечественной войне - толком ни в литературе, ни в кино не отражено. Мне кажется, эта страничка вырвана.

История, рассказанная в «Красном Доне», делится на две части: жизнь на хуторе, такая, какая она есть, и потом начинается война, и герой уходит воевать на фронт. Часть казаков ушла воевать за Советский Союз, но были и такие, кто приветствовал приход немецких войск, встречал их хлебом-солью. Это была травма того народа, который считал себя казаками.

- Виктор Иванович, в последние годы я вас часто встречаю в Петербурге...

- Уже лет десять я живу на два города - Москва и Санкт-Петербург. В Москву я приехал поступать в институт кинематографии в 1964 году и с тех пор остался в столице. Это отдельная история, у меня не было ни паспорта, ни прописки, ни жилья, но я зацепился за Москву, поняв, что мне нужно работать в кинематографии. Думаю, я меньше всего похож на хуторянина.

- В отличие от многих кинематографистов вашего поколения вы отлично адаптировались к новым кинореалиям...

- У нас было великое советское кино. Не стоит его забывать…Один день в неделю на телевидении я бы отдал западному кино, а все остальные - нашему. У нас замечательное кино - доброе, душевное, умное, с блестящими актерами. Нужно публику приучать к нашему кино, возвращать к нему. Особенно - к старому советскому кино. Лучшие фильмы тех лет поднимались над идеологическими установками к общечеловеческим ценностям. Именно такое кино я продолжаю снимать как режиссер, именно такие сценарии пишу и сейчас. В отечественном прокате, где царствуют голливудские блокбастеры, я не адаптировался и не прижился. Но, к счастью, есть телевидение, где теперь можно снимать качественные фильмы. Поэтому я там...

- А чего достигли ваши дети?

- Сын Иван - тоже кинематографист, художник-постановщик и режиссер, работает и со мной, и самостоятельно, тоже живет в Питере, хотя имеет московскую квартиру. Могу сказать, что я счастливый отец, потому что сын - мой самый близкий друг. Дочка Маша окончила ВГИК, работала на ТВ, потом занялась частным бизнесом, сейчас живет в Москве, ведет хозяйство.

Я детям сразу сказал: «Ребята, не волнуйтесь, мачехи у вас не будет!»

Когда я остался вдовцом с двумя детьми, один, для меня было большой проблемой, как их воспитывать, обеспечивать, при этом не забывая, что я должен оставаться на плаву в профессии. Наверное, я не всегда уделял детям максимум возможного, что-то недодавал. Но главное, что я им сразу сказал: «Ребята, не волнуйтесь, мачехи у вас не будет! Я не приведу в дом чужую женщину, потому что слишком долго жил с вашей мамой и по-настоящему ее любил». Для меня мои дети как были друзьями, так ими и остались. Они выросли и живут самостоятельно. Стараюсь как можно меньше вмешиваться в их жизнь, хотя в каких-то моментах я считаю необходимым давать какие-то советы.

К сожалению, я не сумел создать такую общинную семью, как это сделал тот же Никита Михалков (с ним мы сделали фильм «Родня»). Это редкость в наше время, чтобы мужчина взял в руки свое гнездо и не отпускал его…

- Вы отлично выглядите - загорелый, бодрый, полный сил. Ведете активный образ жизни?

- Да, весьма активный. Каждый день не жалею полутора часов на занятия гимнастикой. Отжимаюсь 50-60 раз без проблем. Я в хорошей форме. Никогда не завтракаю. Обед и хороший ужин, ну, и немножко для «сугрева»…

- Я не ослышался: вы никогда не завтракаете?

- Никогда. Меня научил этому Григорий Наумович Чухрай (известный советский кинорежиссер, снявший легендарный фильм «Баллада о солдате». - Прим. авт.). Я как-то поинтересовался, почему он такой бодрый, поджарый, у него нет живота, и он посоветовал: «Да я никогда не завтракаю, и ты попробуй». Я поразился: «Вы ничего не перепутали - ведь все, наоборот, советуют не ужинать плотно, не наедаться на ночь. Говорят же, что ужин отдай врагу». Но маститый режиссер рассказал, что он поступает наоборот: «Витя, это дураки говорят, ты их не слушай: обедай чуть-чуть, а ужинай хорошо». Я послушал мастера, попробовал, мне понравилось. Живота у меня нет…

- Вы всегда излучаете положительную энергию. Неужели никогда не впадаете в депрессию?

- Я очень ценю такое понятие, как «рабочая форма». Стоит только расслабиться, перестать работать, писать, снимать, то сразу наваливаются депрессия, болячки. Если у меня на душе несладко, то обычно подхожу к окну, посмотрю на чистое небо и скажу сам себе: «Что тебе не хватает? Дети в порядке. Ты здоров. Женщины тебя любят. Работы полно. Иди, поезжай по делам».

Михаил АНТОНОВ