Он и Она полюбили друг друга. Но ее родные против раннего брака дочери. Он добился тайного свидания. Она погрязла во лжи. Матери влюбленных борются за счастье детей врукопашную. А есть ли любовь? Или нет? На все вопросы отвечает… Прохожий. Пересказ пьесы короток, а спектакль длинен. Есть смысл играть? Есть толк - смотреть?

В среду на VII Международном фестивале театрального искусства «Полярная звезда» состоялся показ спектакля по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Он осуществлен силами кафедры режиссуры и мастерства актера Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств ( мастерская заслуженной артистки России Натальи Поповой). Можно догадаться, что в постановке задействованы в основном студенты университета. Участие в международном фестивале - это серьезное испытание и заявка если не на творческую зрелость, то хотя бы артистический потенциал.

Я шла на «Валентина и Валентину» 2013 года рождения с нескрываемым любопытством. Интересно, как преобразилась классическая рощинская вещь в исполнении сегодняшних «мальчиков и девочек»? Ведь когда-то пьеса наделала много шума в Москве и провинции: предложенный драматургом открытый диспут о первой любви, об ответственности за чувства друг друга, о разных поколениях, о приоритете духовного над материальным взволновал умы советских театралов. Памятна и недавняя постановка «Валентина и Валентины» («А вдруг это любовь?») в мурманском театре КСФ. Флотчанам удалось зажечь молодежную аудиторию, заставить задуматься родителей.

Санкт-Петербург принял пьесу Рощина к постановке без купюр. Спектакль длится около трех часов: подробнейшие «застольные» разговоры, весомые монологи, многоречивая массовка. Все действо происходит в одних и тех же более чем скромных декорациях. Так обычно разыгрываются студентами учебные этюды: столы, стулья, кресла - вот и весь интерьер «враждующих семейств». Две тусклые люстрочки. Посредине подмостков - лестница, упирающаяся в закрытую дверь. Черный задник. На протяжении всего спектакля ни обстановка, ни освещение не меняются - от этого устает глаз. Ни символа, ни метафоры в оформлении, увы, нет. Наискромнейшая студийность.

Может быть, сам сюжет пьесы прочитан сколько-нибудь оригинально? Отнюдь. Молодые артисты самым добросовестным образом вызубрили свои роли и немудреные мизансцены (режиссер Е. Круглова) и… все. Зритель вынужден выслушивать пафосные речи персонажей (благо с речевой культурой у студентов все отлично!), верить им на слово и довольствоваться выведенной из словесных баталий моралью. Молодежному коллективу, скорее всего, еще трудно вытянуть такой объемный спектакль на уровне настоящей театральной игры. Каждая сцена напоминает маленький этюд - «я» в предлагаемых обстоятельствах». Что-то исполняется более чисто, что-то нет, но спектакль - должна это заметить - пока еще не родился.

Особенно непросто приходится главным персонажам. Валентин и Валентина - это классический театральный дуэт. Сравнить его можно только с Ромео и Джульеттой. Любовь, на самом деле, сыграть нельзя. Она либо есть, либо ее нет. Флюиды любви распространяются на всех окружающих, по сути - на весь мир. Иван Сухов (Валентин) и Элис Дарсадзе (Валентина) не смотрятся влюбленной парой. Не случайно с большим темпераментом они играют сцены ссор, размолвок, раздражение.

В спектакле питерского университета акцент сделан на всякого рода суждениях вокруг любви, но само это чувство, на мой взгляд, ни исполнителей, ни зрителей 20 ноября не посетило. Более убедительно прозвучали бытовые сцены. Мурманская публика привычно хохотнула при виде водочной бутылки, с которой лихо управлялся гость в доме Валентина (М. Дубоносов). Но бытовые зарисовки этого спектакля не шли ни в какое сравнение со сценической картиной национальной жизни в «Горячем августе» (постановке питерского «ON.ТЕАТРа», о которой «Мурманский вестник» рассказывал накануне). Там в итоге сложилось четкое представление о радостях и бедствиях народных, здесь - отдельные удачные моменты, связанные в основном с ролями - соло. Так достаточно колоритен морячок Гусев (Д. Юркевич), талантлив Прохожий (Олег Шпак). Выразительна молодежная «тусовка». Ее персонажи по азарту и правде существования на сцене подчас переигрывают главных героев, которые к финалу (особенно Валя - И. Сухов) заметно скисают.

Спектакль «Валентин и Валентина», конечно, может стать полигоном для обучения молодых артистов актерскому мастерству. Драматургия крепкая. Но ее хорошо бы наполнить дыханием нового времени. Иначе все происходящее на сцене кажется унылым «вчерашним днем», с которым новому актерскому поколению возиться чуточку «влом». Не ощущают ребята настоящего внутреннего родства со своими персонажами, расходятся с ними в самом историческом времени. Их, кстати, можно понять: советскую классику играть нынче труднее классики русской и зарубежной. Или постановке просто необходимо дыхание самой вечности? Но тогда университетских лицедеев должна посетить сама любовь - чудо из чудес, тайна из тайн. Как знать, может, и зрителям тогда повезет больше?

См. также:

Отринь личину - впусти в себя свет

Театральные аристократы: прощальный шарм

Неси свой крест и веруй

Вчерашний день большой советской любви

Смеются - значит, живы

Фото: Александр Микулин
Фото: Александр Микулин
Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель