- Для меня очень важна эта победа. Ведь Россия - одна из тех стран, с которых начинался мировой кинематограф. Стоит только вспомнить имена Эйзенштейна, Пудовкина и других, - заявил обладатель Гран-при фестиваля «Северный характер» норвежец Кнут Эрик Йенсен. Главный приз был присужден его короткометражному игровому фильму «Голос жизни». Интересно, что впервые за шестилетнюю историю фестиваля высшую его награду получила не документальная лента.

К слову, Кнут Эрик Йенсен, которого на Западе считают норвежским Тарковским, уже побеждал у нас в 2011 году. И вот новый успех. Причем в ситуации жесткой конкуренции. Международное жюри, которое возглавил спец по журналистским расследованиям из Норвегии Свейн Бэрен, пришлось потрудиться на полную катушку - посмотреть и обсудить 102 работы в семи номинациях. И найти среди этого множества лучшие. Правда, насчет йенсеновского «Голоса жизни», говорят, жюри не спорило, проявив абсолютное единодушие.

- Это классное, очень стильное кино, - считает журналист и телеведущий Юрий Ерофеев.

Наибольшее количество работ традиционно было представлено в разделе «Документальное кино». Работ самых разных, но почти неизменно интересных, содержательных. И это уже никого не удивляет - ни зрителей «Северного характера», ни создателей этого кинопраздника.

- Представленные на конкурс фильмы - как новогодняя корзина с конфетами. За красочными обертками может скрываться карамель, кусочек хлеба или пустота. В этом году пустышек было совсем немного, - считает главный редактор телекомпании ТВ-21, президент и член жюри кинофестиваля Светлана Солдатова.

Победителем в номинации «Документальный фильм» стала картина «Финская кровь, шведское сердце» сценариста и режиссера из Финляндии Мика Ронкайнена. Он же был удостоен еще и специального приза жюри за лучшую режиссерскую работу.

Среди телепрограмм первенствовал фильм известного режиссера-документалиста из Москвы Владимира Батракова «Кольская сверхглубокая. Дорога в ад». В номинации «Программа о культуре» лучшей признана работа финского режиссера Петера фон Баха «Воспоминание - Маленькое кино об Оулу в 1950-х». Среди программ о молодежи победил «Орлиный мальчик» Гру Элизабет Мортенсен из Норвегии, коротких репортажей - сюжет Светланы Синицыной «Музыкальные причуды художника Сверчкова».

Не обошли наградами и наших земляков: в номинации «Очерк» победил фильм сценариста Юрия Ерофеева и режиссеров Натальи Вайгиной, Елены Васюковой «Три дня из жизни директора Космоса» - о нашей глубинке, о том, каково это - руководить Домом культуры (а он и называется «Космосом») в маленьком заполярном Зареченске.

Жюри учредило также несколько специальных призов. Тут нам особенно интересен финский фильм «Королевские красные», получивший диплом за лучшую исследовательскую работу. Для наших зрителей, тем более для любителей истории родного края он стал настоящей сенсацией. Ведь он впервые показал нам столицу Кольского Заполярья в 1919 году, еще до установления здесь советской власти, когда Мурманск был белогвардейским...

Важной чертой «Северного характера» является обсуждение фильмов не только в профессиональном кругу, но и с обычными зрителями. Иные из них специально приезжали из других городов в областной центр, чтобы поспеть на тот или другой фестивальный сеанс.

По мнению одного из участников, режиссера курдского происхождения из Норвегии Хишама Замана, представившего на кинофоруме свой фильм «Перед снегопадом», такой непосредственный, глаза в глаза, контакт создателей со зрителем отличает наш фестиваль от прочих российских, где ему довелось бывать. Вторым огромным плюсом он считает то, что кинематографисты здесь находятся в общем кругу с журналистами, делают общее дело. Обычно к прессе, теле- и радиорепортерам на подобных киношных слетах отношение - как к обслуживающему персоналу. Прав Хишам, конечно. Но в нашем случае, думается, иначе и быть не могло. Ведь «Северный характер» придуман, создан и проводится журналистами телекомпании ТВ-21. Вот уже в шестой раз...

Но не только конкурсные показы ждали участников и гостей фестиваля. Интереснейшим, острым, порой, как говорят футбольные болельщики, от ножа, получился медиафорум в ДК имени Кирова. «Понаехали», или Добро пожаловать на Север?» - так называлась дискуссия, которую вел известный журналист-мурманчанин, член Академии Российского телевидения Валерий Гамза. Эта встреча была посвящена межэтническим отношениям на Русском Севере - всему спектру проблем, связанных с нарастающим потоком переселенцев из Азии и с Кавказа, тому, как представителям разных культур и даже цивилизаций следует жить рядом, а журналистам рассказывать об этом, никого не обижая.

Настоящим событием стал и приезд к нам замечательного режиссера и сценариста Алексея Симонова, сына большого русского поэта, накрепко (войной!) связанного с Кольским Севером, - Константина Симонова. Гость представлял в областном краеведческом музее свой первый художественный фильм - «Обыкновенная Арктика». Он был снят по северным рассказам Бориса Горбатова в середине семидесятых, какое-то время провел «на полке», но и потом демонстрировался крайне редко. А лента между тем стоящая, очень искренняя и честная, с первоклассными актерами.

Посмотреть «Обыкновенную Арктику» было в радость, как и побеседовать с Алексеем Симоновым. Это интервью будет опубликовано в субботнем выпуске «Мурманского вестника».

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Дмитрий КОРЖОВ