Он был приурочен к 75-летию писателя и 40-летию первой заграничной публикации поэмы в прозе «Москва - Петушки», самого известного и значительного его произведения, с которым он так стремительно ворвался в русскую литературу в конце 80-х годов прошлого века.

«Русская литература приобрела в Венедикте Ерофееве, ворвавшемся в нее беззаконным метеором, значительного писателя, русский читатель - талантливую книгу», - точно подметил литературовед В. Лакшин.

Негромкий юбилей писателя из-за отсутствия средств не был столь масштабным мероприятием, как в прошлые годы, но от того не стал менее значимым событием для земляков писателя, поклонников и знатоков его творчества из Кировска и Апатитов.

Венедикт Васильевич - явление в русской литературе неординарное, сложный и неоднозначный образ человека и писателя далек от привычного для нас хрестоматийного глянца классиков. Сам Ерофеев по этому поводу высказался так: «Почему это я должен быть приятным, даже и в новой Конституции нет такой статьи - быть приятным».

Не так велико и творческое наследие писателя, но «страсти по Веничке» до сих пор не стихают. Кто он - ярый диссидент, махровый антисоветчик, ревностный исповедник алкоголя или же ниспровергатель ложных истин и, по словам Евгения Шталя, «человек, томимый духовной жаждой, старающийся понять смысл жизни»?

Евгений Николаевич, основатель первого и единственного в стране музея Ерофеева, открывая литературный праздник в центральной библиотеке Кировска, заметил:

- О писателе говорили разное, в том числе, что Ерофеев поднялся на волне перестройки, что его скоро забудут, а его творчество станет неактуально. Жизнь опровергла эти сомнения, произведения Ерофеева продолжают читать, и, что особенно приятно, они пользуются спросом у молодежи.

Кстати, произведения писателя переведены уже более чем на 30 иностранных языков, тем самым стали явлением и мировой литературы.

Валерий Берлин, соавтор и редактор хронологии - летописи жизни и творчества Венедикта Ерофеева (альманах «Живая Арктика»), первой в мире подобной литературоведческой работы о писателе, сожалел, что в силу разных причин до сих пор «литературоведение в России Ерофеевым практически не интересуется», что о нем еще так мало известно достоверного, а потому было «безумно интересно заниматься Ерофеевым».

Он подарил музею несколько экспонатов, в том числе каталог художественной выставки «Без голоса» в Государственном литературном музее Москвы. Каталог, посвященный юбилею писателя, проиллюстрирован картинами, рисунками и его высказываниями, интересными дневниковыми записями. Еще один подарок музею - портрет Венички с автографом автора портрета, художника и композитора москвича Валерия Котова, который был знаком с Ерофеевым.

На вечере были подведены итоги конкурса изобразительного искусства, который проводила центральная библиотека. Жюри отметило дипломами за участие трех номинантов: Ирину Затуловскую из Москвы, Марину Дрявичеву из Кировска, а победителем конкурса и обладателем памятного приза стал кировчанин Илья Фурсенко, учащийся апатитского политехнического колледжа и ДШИ № 3 Кировска.

Увлекательным и познавательным путешествием в мир Венедикта Ерофеева стала викторина из 30 вопросов - от литературы и музыки до религии и спорта. Наилучшую эрудицию и знание биографии писателя показали Николай Ефремов, Игорь Красоткин и Лариса Максимова.

На вечере прозвучали и стихи, посвященные писателю, показаны хроникально-документальные фильмы, а один из них, «Хибины - Москва - Петушки», интересный воспоминаниями о Ерофееве близких людей, друзей, был также подарен музею.

Останется ли феномен Ерофеева в большой литературе, покажет время, но для хибиногорцев имя золотого медалиста школы № 1, на фасаде которой установлена мемориальная доска памяти Венички, стало неоспоримым культурным брендом, привлекательным и для гостей Хибин.

Николай Трофимов