Эти лица сразу привлекают внимание. Они такие… не стертые, яркие. С проявившимися эмоциями и отпечатавшимися ухабами жизни. Примерно так я попробовала для себя быстро передать впечатления от выставки портретов и пейзажей, написанных «быстрой кистью» Александра Зайцева. Персональная выставка апатитского художника, расположившаяся сейчас в читальном зале кировской центральной библиотеки имени Горького, своей экспрессией рождает у зрителя ответное чувство.

Что значит «быстрой кистью»? Это следует понимать буквально: на создание каждой из этих работ у мастера ушло около получаса. «Быстрая графика - это не моя придумка, да в мире, как известно, ничто не ново», - комментирует художник. Здесь собраны портреты знакомых и придуманные образы (их более половины из трех десятков работ), создававшиеся в течение многих лет: самому «старшему» портрету - апатитского библиотекаря Елены Леонтьевой - уже сорок лет.

- Я не портретист, - признается сам автор. - Мне интересен человек, его образ, пусть в чем-то придуманный, додуманный мною. Но, собственно говоря, мне кажется, что портрет и не должен быть фотографически точным. Даже если фотографировать одного и того же человека в течение дня, на каждом снимке он будет выглядеть по-разному. Вот и на портрете реального или выдуманного персонажа я старался запечатлеть какое-то настроение, эмоцию, какое-то проступившее через обычный облик состояние души.

- Смелые, свободные работы, мастерски выполнены, - таково профессиональное мнение Александры Мезенцевой, кировской художницы, преподавателя художественной школы. - Александр умело обобщает детали, чем превращает предметы в символы. Передать мысли, чувства, эмоции, по-своему показать человека ему удается, не ударяясь в детализацию. Прекрасно владеет цветом, пятном!

Кстати, по словам художников, чтобы создать такой «быстрый» портрет человека, мастер должен долго за ним наблюдать - и только после этого работа кистью ограничится несколькими минутами.

Мнения зрителей о выставке разошлись: кто-то в восхищении, а кто-то озадачен. «Необычно, смело, показывает индивидуальность художника», - есть такая оценка в книге отзывов, а есть и такая: «Непонятно! Истинное искусство ведет к добру, к любви, а тут… куда зовете?»

Вопрос мы переадресовали художнику.

- Зовет агитационный плакат, я же ни к чему не призываю, - отвечает он. - Искусство не учебник, не воспитательная программа, его влияние не столь прямолинейно. И все же если искусство настоящее - оно есть. А вообще - каждый художник просто ищет собеседника, зрителя, который поймет язык этой работы.

Александр Зайцев родился и всю жизнь прожил в Апатитах, работал художником-оформителем в Кольском научном центре, теперь, выйдя на пенсию, больше времени отдает творчеству и… подсобному хозяйству, ведь в 90-е он еще получил образование по этому профилю и с тех пор дипломированный фермер.

- Мне интересно жить и работать! Я многому удивляюсь, многое меня радует, и эти радость и удивление не проходят с годами, а усиливаются, - говорит он о себе.

Притом что Александр любит жизнь и людей - «все красивое и настоящее», по его словам, фотографическая точность передачи реальности его не интересует, реализм как направление искусства ему чужд. Некая условность присутствует и в портретах его кисти, как мы уже могли убедиться, и в пейзажах…

- Когда-то, в девяностые, когда еще только была создана «Галерея М», кто-то называл нас молодыми авангардистами, - замечает он. - Однако это тоже условность. Просто наши работы отошли от канонов господствующего до того времени соцреализма, производили впечатление свежее, новое, вот и причислили нас к авангарду… А так, мне кажется, ни о едином методе, ни о едином стиле заполярных художников современности говорить нельзя. Каждый ищет что-то свое, делает свои личные открытия.

Есть на персональной выставке Александра Зайцева, названной им «Остановленное мгновенье», и работы иного плана - графические зарисовки неких мозаичных элементов, в сплетении которых глаз выхватывает то циркача, то чье-то грустное лицо… Так в детстве воображение рисовало нам загадочных существ и невиданные растения в хитросплетении узора на обоях. Художник подтвердил эту версию: да, каждый может найти здесь какой-то свой сюжет. Призвать зрителя не только в собеседники, но в соучастники, сотворцы - это задача, от которой Зайцев не отказывается.

Фото:
Фото:
Зоя КАБЫШ, Кировск