Первая в новом году вечеринка в джаз-блюз-кафе клуба «Ледокол» ознаменовалась редким музыкальным явлением. В минувшую среду здесь дебютировала не только новая джаз-роковая группа. В Мурманске родился новый композитор.

С новым джазовым годом!

Поначалу-то все шло по накатанной дороге. С некоторых пор в «Ледоколе» перестали удивляться, что джем-сейшенами вечера не закрываются, а напротив - открываются.

Правда, в составе джазовой сборной внимание знатоков привлекло необычное сочетание двух популярных в городе соло-гитар - Виктора Гуськова и Дмитрия Каминского. На сцене в совместной импровизации они были замечены, кажется, впервые. Но каким метким оказался этот выстрел дуплетом!

Если Виктор и Дмитрий хотели поразить слушателей оригинальностью звучания, то затея удалась. Дуэт объемной полуакустической джазовой гитары Гуськова и плоской электрической рок-гитары Каминского придал странной новизны знакомым джазовым стандартам.

Среди прочих музыкантов, то и дело выходивших на сцену подыграть Гуськову и Каминскому, за клавиши скромно присел известный в Мурманске барабанщик Виталий Поляков. И поначалу я не придал этому значения: ну, решил ударник побаловаться игрой на клавишах - в импровизационных джемах и не такие казусы случаются.

Но, оказалось, Поляков разминался перед вторым отделением вечера, которое и стало изюминкой открытия начавшегося музыкального года.

«…Танцевать об архитектуре»

- А теперь дебют! На сцене инструментальный квартет «Поляков и компания»! - провозгласил ведущий вечера Роман Мурачев, и я понял, что дебют стопроцентный и даже названия у новой команды пока нет. Ведь Мурачев обычно на ходу придумывает названия безымянным новичкам по имени руководителя.

На сцену вышли гитарист Александр Долгоселец, бас-гитарист Владимир Переверзев, барабанщик Роман Резник. А вот барабанщик Поляков так и остался сидеть за клавишами «Роланда»!

Первое, что поразило искушенных зрителей, это наушники, которые нацепил на голову севший за ударную установку третьекурсник колледжа искусств Резник. К чему бы это?

Началась композиция издалека - нараставшим шумом то ли ветра, то ли прибоя, то ли приближающегося летательного аппарата. Когда-то подобные электронные вступления ввели в высокую моду поочередно «Битлз» в 1968 году («Back in the USSR»), «Пинк Флойд» в 1971 («Mеddle»), Элтон Джон в 1973 («Похороны друга»), Род Стюарт в 1974 («Девушка с севера»). Сегодня же такие электронные звуки широко используют приверженцы современного джаз-рока, жанр которого принято обозначать безразмерным термином «фьюжн» («сплав»).

Но вернемся к наушникам барабанщика Романа Резника. Оказывается, композитор Виталий Поляков предварительно сочинил, наиграл и записал электронную подкладку, и теперь квартет, ориентируясь на нее, исполнял композицию вживую. А в наушниках Резника звучал метроном, отсчитывающий ритм. Ведь от игры ударника зависело, опередят или опоздают, не дай бог, коллеги за записью.

Здесь самое время вспомнить остроумный афоризм, приписываемый одному из столпов раннего джаз-рока Френку Заппе: «Рассказывать о музыке - это все равно что танцевать об архитектуре». Поэтому в электронной версии нашей газеты на сайте mvestnik.ru к этой статье прикреплен музыкальный файл с записью композиции «Это тревожно», прозвучавшей в минувшую среду живьем. Такой добротный стиль фьюжн мурманчане в прошлом году слышали не часто - весной на фестивале «Арктик-джаз» в исполнении карельской группы «Аскетикс» и осенью в филармонии в исполнении знаменитой японки Кейко Мацуи.

И ведь сочинил эту музыку наш земляк, вот что окрыляет.

Беспокойный автор

Строго говоря, студийная запись вещицы «That is Disturbed» Виталия Полякова на нашем сайте - это лишь заключительная, третья часть большой, на полчаса, композиции, прозвучавшей как гром среди ясного неба в «Ледоколе».

В ноябре 2013 года Виталий записал ее в студии Мурманского колледжа искусств в другом составе участников. Партию гитары тогда исполнил Дмитрий Каминский, бас-гитару вел Николай Ольшанский, а партию саксофона взял на себя коллега Полякова по оркестру штаба Северного Флота Андрей Смирнов.

Да-да, выпускник нашего музучилища по классу ударных Виталий Поляков сейчас служит в звании старшины 1-й статьи в оркестре военного флота.

И в декабре композитор решил, что надо создавать собственную группу, поскольку квалифицированный фьюжн с налету, без тщательных репетиций, не поиграешь.

Басист Владимир Переверзев, ныне концертмейстер колледжа искусств, рассказал мне, что Поляков как автор поистине не знает покоя, постоянно что-то дорабатывает:

- То, что мы сыграли в «Ледоколе», Виталий улучшает с 2009 года!

Сочинять музыку Поляков попробовал еще в подростковой рок-группе мурманской школы № 18 на Северных кварталах. Поступив в наше музучилище, попал в класс ударных к легендарному и, к сожалению, ныне покойному преподавателю Владимиру Добрякову.

- Какой замечательный был человек, добрый и веселый, а музыкант - от бога! - говорит Поляков.

- А как ты, Виталий, освоил клавиши?

- В музучилище у студентов всех специальностей есть обязательный курс общего фортепиано. И руки мне поставила Ирина Алексеевна Истомина.

А вот голову в направлении джаз-рока мурманчанину поставили большие музыканты Стинг и Чик Кориа. Примечательно, что последний знаменит одновременно и как клавишник, и как барабанщик. Ведь в композиции на сайте нашей газеты Поляков методом наложения играет и на синтезаторе, и на барабанах!

Как и всякий сочинитель, наш земляк задумывается о дебютном диске своих произведений. И материал потихоньку накапливается. Думаю, в него должна войти и самая свежая инструментальная пьеса с удивительно оптимистичным названием «Пусть твоя жизнь будет сказкой». Ведь сочинил ее автор перед Новым годом ко дню рождения своей трехлетней дочки Полины. Более того. Мурманская художница-аниматор Людмила Семенова положила эту музыку в основу видеоклипа, где рисует песком любимых мультперсонажей девочки.

Френк Заппа чертовски прав: рассказать о музыке нельзя. Но ведь нарисовать музыку вполне возможно, не правда ли?

Фото: Павел Вишневский
Роман Резник.
Фото: Павел Вишневский
Виталий Поляков.
Фото: Павел Вишневский
Александр Долгоселец.
Павел ВИШНЕВСКИЙ