На выставке «Мурманск в 1920-1930-е годы в рисунках Якова Комшилова», открытой на четвертом этаже областного краеведческого музея, даже тертый старожил-мурманчанин может сломать голову. «Ребус, кроКсворд!» - как сказал бы незабвенный Аркадий Райкин, посетивший столицу Заполярья с гастролями перед самым началом Великой Отечественной войны. Война-то и сожгла дотла деревянный Мурманск. На рисунках выставки в основном город, которого давно нет.

«Путешествия в обратно я бы запретил…»

В фондах нашего краеведческого хранится более двухсот графических и живописных работ Якова Комшилова, жившего в Мурманске с 1921-го по начало 1960-х. Выйдя на пенсию, Яков Алексеевич по здоровью перебрался поюжнее и скончался в 1964 году в Ленинграде, но его документальные зарисовки безвозвратно ушедших городских мурманских пейзажей остались.

- Эх, друг, войти бы внутрь какой-нибудь из этих картин с цифровым фотоаппаратом да пощелкать всласть во все стороны! - невольно воскликнул ваш корреспондент, обращаясь к молодому научному сотруднику музея Али Зайцеву, собравшему и систематизировавшему выставку из 32 комшиловских работ.

Но автор рисунков по первому образованию был художником и, видимо, принципиально не признавал пейзажной фотосъемки. Хотя фотокамеру мог бы себе позволить. Еще до революции Яков Комшилов учился в училище технического рисования имени А. Л. Штиглица в Петрограде. Политическая буря занесла юного скульптора в рабоче-крестьянскую юриспруденцию, и, пройдя ускоренный курс Петроградского юридического института, он отправился по приказу в Мурманскую губернскую, с 1927 года - окружную, а с 1938 года - областную прокуратуру.

С первых дней на Кольском полуострове Яков Алексеевич увлекся краеведением и этнографией, и по праву считается одним из основателей нашего областного краеведческого музея. Трудовую деятельность закончил в должности заведующего областным партийным архивом.

Всю жизнь странный чиновник рисовал виды Мурманска, Кандалакши, Полярного. Зачем он, спрашивается, это делал? Ведь не сказочный же вокруг архитектурный заповедник Питер?

Он знал, что когда-нибудь наступит XXI век.

Циркульный ресторан

Быть может, самым символичным с этой точки зрения экспонатом выставки стала одна из последних документальных зарисовок Комшилова, датированная началом 1960-х. На ней последний из уцелевших домиков, поставленных еще первостроителями Мурманска в 1915 году! Находился он на пересечении современных улиц Комсомольской и Шмидта. Снесли, не сохранили, не задумались…

А вообще-то привязать большинство комшиловских пейзажей к современной карте города ох как трудно! И так и эдак я прикидывал, с какой бы точки сфотографировать сегодняшний Мурманск, чтобы кадр полностью ложился на антикварный рисунок по принципу «тогда и сейчас». Но повсюду объективу фотоаппарата мешают либо дома, либо деревья. Ведь когда-то улицы нашего города были абсолютно лысыми, без зеленых насаждений вдоль тротуаров.

Наиболее очевидной для фотосравнения мне показалась картина маслом «Пять Углов, 1938 год». С первого взгляда и не поймешь, что это главная площадь столицы Заполярья. Но обратите внимание, вверху слева вполне узнаваемый фасад Дворца культуры им. С. М. Кирова с колоннами. Правда, тот Дворец был серьезно поврежден чудовищными пожарами июня 1942 года. Как и весь практически деревянный город. Фашисты руководствовались дьявольской транспортной логистикой. Зачем везти на бомбардировщиках дорогие фугасные бомбы, когда можно обойтись бюджетными зажигательными.

А что это за округлое здание на переднем плане? Это так называемый циркульный ресторан - одна из достопримечательностей довоенного мурманского деревянного зодчества. (Вторым подобным архитектурным украшением был тогда государственный цирк круглой формы, построенный из дерева напротив современного краеведческого музея).

Теперь взглянем на фото 2014 года. Точку съемки пришлось мне поднять на третий этаж отеля «Меридиан», иначе фасад Кировки закрывали бы деревья сквера. Популярный циркульный ресторан 76 лет назад располагался как раз за проезжающим троллейбусом.

В двадцатых годах мурманчане любили семейными группами прогуливаться отсюда по прямой до маленького железнодорожного вокзала. Встреча поезда с Большой земли (питерский приходил вечером) была главным великосветским развлечением трудового Мурманска по субботам.

Симпатия к земляку

Игра в узнавание на выставке увлечет любого истинного мурманчанина.

Молодой сотрудник музея Али Зайцев показал мне рукописные листки кратких комментариев супруги художника, написанных полвека назад.

В них я вдруг нашел абзац о проточном озерке Варничном, которое располагалось на месте современного «Детского мира». В двадцатые годы Фаина Комшилова, актриса местного театра, ловила в нем форель!

В 60-е годы я, школьник, в нем, уже превратившемся в непроточный пруд, ловил сачком дафний для аквариумных рыбок.

И ведь примерно с этой точки Яков Комшилов запечатлел в 1921 году вид на первую деревянную церковь Мурманска. Как безвозвратно летит время!

И, разглядывая топографические ребусы Комшилова, я вдруг осознал запоздалую симпатию к нашему земляку и художнику:

Путешествия в обратно

Я бы запретил,

И прошу тебя, как брата,

Душу не мути…

И далее по гениальному тексту замечательного поэта Геннадия Шпаликова, никогда в Мурманске не бывавшего.

Фото: Павел Вишневский
Площадь Пять углов, 2014 год
Фото: Павел Вишневский
Церковь Николая Чудотворца, 1921 год
Павел ВИШНЕВСКИЙ