Екатерина Ефремова - человек талантливый и в Мурманске известный. Ее имя на афише филармонии способно собрать полный большой зал (если она поет романсы и песни) или малый концертный (когда объявлена чтецкая программа). Не меньшим успехом у мурманчан пользуется и трио музыкантов «за ее спиной» - Петр Макаров (рояль), Евгений Попов (скрипка), Владимир Переверзев (гитара). В минувшее воскресенье Екатерина Ефремова и ее маленький коллектив провели эксперимент: собравшимся в уютном зальчике областной филармонии был предложен вечер художественного чтения.

Екатерина год назад начала «просто читать любимые книги» в мурманской галерее «Светотень». У этого жанра появились свои поклонники. Пространство «Светотени» рискнули расширить до филармонического. Так появился проект «Читаем вместе с Екатериной Ефремовой». Шли на определенный риск. Оправдался ли он?

Не могу однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, понятна тоска одаренных людей по выступлениям подобного плана. Чтецкие вечера с «живой музыкой» вполне можно отнести к разряду элитарных, они, например, не редкость в Санкт-Петербурге. В них есть своя неизъяснимая прелесть: интеллигентные люди, часто с детьми, приходят, чтобы отдохнуть душой, встретить близкую по духу и литературным предпочтениям публику. Именно Северная столица прививает вкус к внешней простоте и как бы необязательности подобных встреч с прекрасным и вечным. Эксперимент Екатерины Ефремовой лично я и расцениваю как ностальгическую попытку в чуть замороженном эстетически Мурманске жить творчески раскрепощенно: «по-питерски». И это похвально. Но в первом выступлении, посвященном чтению эмигрантских рассказов Ивана Бунина, мне (не берусь говорить за всех присутствующих) не хватило именно… Ивана Бунина.

Автор, что и говорить, не из простых. От чтеца требует многого! Прежде всего - опыта души и известной обнаженности, но при этом и особой деликатности чувств. «Темные аллеи» хорошо читать наедине со своими воспоминаниями, сомнениями, страхами, предчувствиями. Бунин сокровенен. Вынести его на широкую публику - подвиг артиста. Подумалось, что знаменитая Алла Демидова не случайно записала телевизионный - а не концертный - вариант подобного чтения. Публичность эротического откровения требует совершенного мастерства. И не только голосового - постановочного.

Проект Екатерины Ефремовой сводится к тому, чтобы читать вслух друг другу так, как читали прежде в семьях. Не думаю, что в семье необходимо вслух читать «Пароход «Саратов» (убийство из-за ревности), «Визитные карточки» (случайная встреча мужчины и женщины) или даже «Качели» (виртуозная психологическая зарисовка). «Темные аллеи» - более концертный вариант. Но чтение этого шедевра предполагает мудрость итогового жизненного опыта. Юрий Яковлев блеснул ролью в «Темных аллеях» («Пристань») перед самым своим уходом. Как он играл! Я не о том, что мурманской исполнительнице надо ориентироваться на эти артистические образцы, но проигнорировать заданный ими уровень чтения Бунина, филигранность трактовок автора, его «нечеловеческую» реалистичность - нельзя.

Каждый бунинский рассказ - концентрат трагедии и лирики, боли и воскрешения к жизни. Екатерина читает в программе четыре рассказа - четыре судьбы, если угодно. Читает по книжке, сидя в спокойной позе. Забавно подражает глупеньким возгласам героинь, намеренно «басит» за мужчин-героев. Чтение эмоционально и иллюстративно. Но главного в нем нет. Не угадывается судьбы. Да и знаменитая любовная трагедия позднего Бунина не становится для публики событием или загадкой. Жаль.

Глубину композиции сообщают, пожалуй, только романсы, которые певица всегда - вот уже который год! - исполняет просто отменно. У Екатерины Ефремовой голос - поистине божий дар! Ее сольные вокальные выступления, концерты «Поручика Киже» - всегда событие. Здесь же, кажется, могли бы помочь раскрытию темы опытные музыканты. И скрипка, и рояль ласкают слух. Но чтение классики на фоне серьезной музыки скорее вызывает досаду, чем восхищение. Что-то из разряда «масло масляное». Либо Бунин с его великолепным слогом и ритмом, либо классическая музыка. Вместе - перебор. Или опять же наивная иллюстрация (выстрел в «Пароходе «Саратов»).

Не берусь давать советы, но вечер, на мой взгляд, только бы выиграл, если бы в нем друг за другом (а не параллельно) исполнялись рассказы Бунина и известные музыкальные произведения.

И тем не менее первое выступление нового совместного проекта Екатерины Ефремовой, музыкального трио и филармонии состоялось. Намерения - самые благие. Автор - более чем достойный. Остается найти ключ к безоговорочному успеху у публики. Она у нас на Севере благожелательная. И требовательная…

Людмила ИВАНОВА.