Светлый, с ослепительными крыльями. На иконах его изображают по-разному - в отличие от канонических образов всех остальных святых. Где-то ласковый и спокойный, а где-то воинственный и грозный, с пальмовой ветвью или мерилом и зерцалом в руках, в хитоне цвета киновари, монашеской мантии или одеждах византийского вельможи... Архангел Михаил - один из самых удивительных героев русской иконописи. Вот уж где простор для художника! Вчера в областном художественном музее открылась выставка «Собор архангела Михаила». Экспозицию, посвященному «командующему» всего небесного воинства, привезли из Ярославля.

- Наша коллекция не только одна из самых богатых в России, но и самая изученная - недавно увидел свет последний том Каталога древнерусского искусства, - рассказывает директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. - Расцвет Ярославля пришелся на XVII век, и потому столь значительную часть нашего собрания составляют иконы этого периода.

В ту пору, чтоб освободиться от выплаты налогов в натуральной форме - товаром, купцы должны были войти в так называемую гостевую сотню. А чтобы граждане выдвинули их туда, каждый из торговых людей должен был сделать что-то значимое для родного города. Например, построить и украсить храм - в итоге они выросли в каждом квартале.

Ярославские иконы путешествуют много, объехали страну от Калининграда до Красноярска, часто гостят и за рубежом. Однако то, что представили мурманчанам, в известном смысле премьера. И даже двойная. Во-первых, в таком составе иконы не выставлялись нигде, а во-вторых, представлен образ XVII века «Архангел Михаил с деяниями», который реставрировался ровно 50 лет. Работа над ним началась в 1946 году, а завершилась только что.

- Была большая проблема с доской, которая была почти полностью изъедена древоточцем, думали даже, что придется снимать красочный слой с нее и переносить на другую поверхность, - рассказывает Алексей Федорчук, замдиректора Ярославского музея. - Но появилась новая технология: дерево не один год буквально напитывали синтетическим составом. Лишь потом начали открывать сам образ и работать с ним. Часть утрачена безвозвратно, но сам лик, крылья сохранились. А два клейма так и остались загадкой - сюжеты их непонятны, а надписи утрачены.

На выставке много икон с удивительной историей. Одна из них - XIX века - была найдена в 1977 году на чердаке Митрополичьих палат, которые занимает один из корпусов музея. Во время ремонта там обнаружили... помост, целиком сооруженный из икон. Когда его разобрали, реставраторам передали 77 образов!

- Сначала мы думали, что, пустив иконы на строительство, их уничтожили, и только потом поняли - нет, их так спасали, - говорит Алла Хатюхина. - Ни один гвоздь не был вбит в них - только по краям. К тому же помост был не функционален, по нему никогда никто не ходил. Когда в Ярославле взрывали церкви, музейщикам разрешалось вынести из каждой не более пяти икон - это из сотен-то выбрать! Видимо, кто-то придумал, как спасти еще десятки, скрыв их таким образом. Около десяти из найденных тогда, увы, не подлежат реставрации, они погибли безвозвратно, но остальные мы восстановили, так что условия на чердаке были относительно сносными.

В Ярославском музее свои реставрационные мастерские, там годами трудятся над спасением уходящей натуры. Через пару лет реализуют уникальный проект «Обретение» - на большой выставке покажут труд местных мастеров, представив обновленный, возвращенный к жизни клад, найденный на чердаке 35 лет назад.

В фондах в основном иконы местного письма, но есть и палех, и мстера - то, что, видимо, покупалось верующими и передавалось в дар ярославским храмам.

Икона рассказывает не только о религиозной жизни народа. Она многое приоткрывает в душе и образе мыслей предков... Невозможно без улыбки смотреть на «Чудо о Флоре и Лавре»: это многофигурная сцена, где архангел учит будущих святых, как управляться с лошадьми. И разномастный табун тщательно прорисован наивным и талантливым мастером. А на иконе «Собор архангела Михаила» XVIII века сразу узнаваема екатерининская эпоха. Дело не в манере живописца, а в том, что Троица в верхней части доски парит над... земным шаром!

Самый трогательный экспонат не сразу и заметишь: маленький он. Но удивительный. Это «родильный образ».

- Была такая традиция: при рождении младенца заказывали икону его небесного покровителя, причем она должна была быть точно такого же размера, каков был рост малыша, - улыбается Алексей Федорчук. - Вот эта - 49 сантиметров в высоту, так что мальчик родился крупным...

Фото: Лев Федосеев
Алексей Федорчук
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ