Териберка, Умба, Ковда - туда приезжаешь ради безмолвия. Тишь, плеск волн и особенное, всегда теплое солнышко. А иногда - ветер, грозы, зимние молнии или мартовское северное сияние - сказочные капризы погоды. Метели, до крыши укутывающие крохотные кособокие домишки, проливные щедрые дожди - все настоящее, в полную силу. Немудрено, что художники в этих заповедных краях частые гости. Но есть среди них те, кто с особой нежностью, особой чистотой изображают северный край. Потому, наверное, что сами родом с Севера, сами ему родня.

Тамара Зуева - именно такой художник. Чтобы понять это, не обязательно близко знать ее. Достаточно взглянуть на работы, что сейчас ожидают зрителей в областном художественном музее. Выставка «Путешествие во времени» открылась вчера - нежная, светлая и выразительная.

Там все странствия художницы: терский берег и берег мурманский, Карелия и Тува и, конечно, Арктика - особая любовь. Многие ли смогут похвастаться, что на этюды выбирались аж в ледовые просторы? А она - да. В конце семидесятых состоялся удивительный проект регионального Союза художников - живописцы и графики участвовали в рейсах атомных ледоколов. Любопытно, насколько разным оказалось отражение увиденного в этих путешествиях. Кто-то воспевал труд моряков и то, как человек покоряет стихию, кто-то писал белое безмолвие величественных ледовых просторов...

Арктика Тамары Ивановны нежна, как разлитая акварель. Апрельской льдинкой повисло солнце над нежнейшей гладью Ледовитого океана, никаких холодов и суровости. Кажется, ничего прекраснее и нет на земле - такой чистоты и прозрачности пейзажи открылись оку художницы. Ни человека, ни зверя, ни корабля. Это не край земли, а источник жизни, воды, над которыми только Дух и волен носиться.

Она любит все настоящее. И в сундуке хранит старинный русский сарафан - говорят, дивной красоты. Родом из сказочного Каргополя, сама потрясающе читает сказки - помню по детству, когда вместе с ватагой дошколят ходила к ней в изостудию в тогдашнем Доме пионеров имени Бредова. Сказки мы тогда рисовали, чаще всего саамские. И никакой деланности, натяжки в этом приобщении к северной экзотике не ощущалось. Наверное, потому, что ей было самой интересно. А какие удивительные книжки она дарила нам! Детской студии художница отдала полвека. Студия получилась гениальной. Столько свободы, творчества, радости не бывает в так называемых детских учреждениях. Это и не учреждение было, а мастерская. Доставалось Тамаре Ивановне, насколько я могу судить, за эту «нетрадиционную педагогику» не раз. Зато сколько настоящих художников ею воспитано!

Только такими и должны быть наставники - радостными сказочниками. Тамара Ивановна и сейчас, в свои восемьдесят пять, излучает радость и обаяние. Она полна жизни и вдохновения. И все еще путешествует. Ее энергия - от самой земли, из детства, с архангельского берега. «Отчий дом» - так называется одна из работ на выставке. Она похожа на увиденное во сне: крестьянский дом не на земле стоит, он парит, укрытый ветвями чудо-дерева, древа жизни, древа мудрости.

Выбирая в мастерской художницы работы для экспозиции, музейщики нашли хороший прием: несколько пейзажей расположили рядом с набросками, послужившими для них основой. Вот как происходит чудо. Карандашный штрих, легкий, какой бывает только у мастера... А вот уже и акварельная синева, тугие бока спящих кораблей Териберки. Кстати, они для нее тоже живые. Да-да, гляньте на название работы: «Корабли отдыхают».

Фото: Сергей Ещенко
«Король цветов».
Фото: Сергей Ещенко
«Отчий дом».
Татьяна БРИЦКАЯ