Сегодня у популярного в Заполярье авторского ансамбля «Марго» серебряный юбилей. Ровно 25 лет назад, 8 мая 1989 года, в областном ДК им. Кирова случился дебют первого в истории бардовской песни Мурманска (а может быть, и всего СССР!) авторского трио в составе Олега Сюсюры, Андрея Жданова и Лилии Скляровой.

Почему «Марго»?

Авторский ансамбль - это значит исполняющий песни собственного сочинения. Олег Сюсюра, выпускник историко-английского факультета Мурманского пединститута, впервые показал свои песни на публике еще летом 1986 года. И для усиления звучания заманил для выступления на фестиваль в Полярные Зори первокурсницу Лилию Склярову. Безымянный дуэт победил в номинации «Ансамбли».

В сентябре того же года Сюсюра стал одним из отцов-основателей клуба самодеятельной песни «Пять углов». Бардовское движение в стране в конце 80-х достигло пика, и для многочисленных выступлений уже известный дуэт пригласил одного из лучших на тот момент гитаристов «Пяти углов» Андрея Жданова.

- А почему трио «Марго»?

- По имени главной героини нашей «Старой песни», написанной на стихотворение Юнны Мориц. А потом на эмблеме нашего ансамбля появилась и булгаковская Марго на метле. Тогда мы все трое и предположить не могли, что случайное в общем-то название продержится четверть века! - говорит сегодня Олег Сюсюра.

«Марго» набирала силу. Мурманская студия телевидения сняла тогда целый фильм-концерт новорожденного коллектива. Но в начале 90-х трио потеряло женский голос: Лилия Склярова вышла замуж за норвежца.

- Сейчас она, между прочим, офицер норвежской полиции! - выкладывает Олег интригующую подробность.

Однако творческий тандем Сюсюра - Жданов уже почувствовал вкус к многоголосию, где мужские баритоны обязательно должно оттенять лирическое женское сопрано.

Ни разу не печатался

В середине 90-х «Марго» ушла в фольклорный загул. Гитарному дуэту стал подыгрывать на балалайке, баяне, блок-флейтах и жалейках Юрий Богун - ныне знаменитый руководитель фольклорного детского ансамбля «Русские потешки». Новый состав усилил и голос Анны Аркадьевой, ныне преподавателя музыкальной школы, а тогда давней знакомой по бардовскому клубу «Пять углов».

Яркая экзотика всегда приковывает внимание. Ребят пригласили на гастроли в Архангельск, присудили им двойную победу на фестивале в Череповце в номинациях «Лучший ансамбль» и «Лучший композитор». Мурманское телевидение сняло второй фильм - очень толковая, если не сказать роскошная, работа режиссера Елены Васюковой и оператора Ивана Малютина.

Однако упомянутый «лучший композитор» Олег Сюсюра, видимо, чувствовал некоторый дискомфорт в отходе от традиционной бардовской песни. «Молился новым образам, но с беспокойством староверца», как сказал когда-то старина Баратынский.

Полуфольклорная «Марго» приказала долго жить. Олег Сюсюра и Андрей Жданов словно предчувствовали, что встретят третью гитару и третий чудесный женский голос.

В 1998 году Олега пригласили в жюри юношеского фестиваля авторской песни «Маленький фонарщик».

- Одна из конкурсанток потрясла! Я тут же позвонил другу Жданову с воплем: «Я ее нашел!» - вспоминает Сюсюра.

Это была первокурсница МГПИ Катя Ефремова, на десять лет украсившая ансамбль «Марго». Летом 2004 года вышел в свет первый диск «Городские песни», обозначивший своим названием, быть может, новый жанр мурманского бардовского творчества.

Песня «Город, откуда родом осень» из этого альбома шепчет не только о композиторском таланте Олега Сюсюры, но и в голос кричит о его недооцененности как поэта. Только вчера, да и то мимоходом, я с изумлением узнал от автора, что он никогда не печатал свои стихи!

Где прячется душа Мурманска?

К записи «Городских песен» привлекли скрипача Виктора Куракина. Маэстро Куракин, руководитель оркестра Ансамбля песни и пляски Северного флота и заслуженный артист России, личность в мурманских блюзовых, бардовских, поп-роковых кругах легендарная. Каким только самодеятельным ансамблям не подыгрывает выпускник Бакинской консерватории!

- Но вот уже одиннадцать лет я с «Марго», и мне интересно. Тем более что познакомился я с Олегом и Андреем у костра, на бардовским фестивале в Полярных Зорях, - говорит четвертый «марговец» и единственный с высшим музыкальным образованием среди самоучек.

Правда, новый женский голос ансамбля - Ирина Окорочкова - окончила наше музучилище по классу фортепиано, но гитару освоила тоже в старой доброй «костровой» школе.

- Они с Куракиным говорят на одном языке, нам, малограмотным, недоступном! - подтрунивают на два голоса Олег и Андрей над товарищами по квартету.

Именно в таком составе «Марго» записала и свой новый диск с говорящим названием «Мурманский лад». Записывал звукорежиссер Андрей Савельев на студии «Большого радио», где Андрей Жданов работает программным директором. Впрочем, вот уже много лет радиослушатели знают его бархатный голос в эфире под псевдонимом Алексей Марьин (детей Андрея зовут как раз Леша и Мария).

На мой взгляд, этот диск обречен войти в местнопатриотическую летопись Мурманска. С поэтической точки зрения сильна авторская находка Олега Сюсюры «Песенка мурманских окраин» с изумительными строчками:

Я вас люблю, невеста Роста,

Жму твою руку, друг Жилстрой!

Но для музыкальной иллюстрации на сайте нашей газеты показалась более весомой песня Сюсюры - Жданова на стихи новозеландского поэта Дэниса Гловера «Рябая старуха Луна». Ведь новозеландец когда-то участвовал в полярных конвоях и бывал в военном Мурманске. Так что появление этого странного блюза на «мурманском» диске более чем оправдано. А уж аранжировка просто классная.

Неделю назад авторский ансамбль «Марго» с блеском выступил в Североморске на традиционном фестивале «Весна над Ваенгой». И когда музыканты поют нарочито беспафосные строчки:

Среди крапивы и малины

Прячется Мурманска душа,

то, думается, там-то и кроется душа загадочной и прекрасной мурманчанки «Марго», иногда летающей над городом на метле.

Фото: Павел Вишневский
Андрей Жданов
Фото: Павел Вишневский
Виктор Куракин
Павел ВИШНЕВСКИЙ