Сейчас в Мурманске работают две выставки, способные расцветить город Мурманск до того, как этим займется осень. В галерее «Пространство» и областном художественном музее открылись экспозиции живописи и графики Людмилы Поповой и Михаила Глотова.

Хозяйка первой - Людмила Васильевна Попова - без лишнего кокетства призналась, что родилась в пятидесятом году прошлого века. Правда, шестидесяти с хвостиком лет ей не дашь - удивительно подвижная, полная кипучей энергии, Людмила Васильевна на открытии выставки успевала вести экскурсию, отвечать на вопросы и с удовольствием позировать возле откровенно лукавых автопортретов. На одном художница изобразила себя в коротком красном платье с кружевным декольте, на другом - со спины в темном купальнике.

Людмила Васильевна мечтала рисовать с младенчества. Первое воспоминание из детства - как она в годовалом возрасте увидела у старшей сестры карандаши и сразу поняла, какое это сокровище. Так что творить она начала с трех лет при лучине: в нижегородской, а в ту пору - горьковской Коваксе, не было электричества.

Рисовать получалось урывками: домашние заботы, переезд на Кольский Север, семья, работа... Серьезно заняться живописью получилось только после сорока пяти, когда, по ее словам, «всех детей переженила». Людмила Васильевна призналась, что воспоминание о первых пробах карандаша при лучине пронесла через всю жизнь.

Наверное, поэтому в ее картинах так много цвета и жизни - словно каждый холст освещен изнутри. Академизма там, понятное дело, никакого - картины слегка лубочные, немного напоминают иллюстрации к детским сказкам. Яркие краски и ощущение застывшего мгновения жизни, прерванного движения, но движения изначально умиротворенного.

Исключение составляет графика углем - черно-белые изображения строги, суровы и даже тоскливы порой.

Попова не только художник - она литератор и иллюстратор. На черном пианино были представлены тома с ее прозой и стихами: печатный и рукописный самиздат с рисунками автора. Людмила Васильевна пыталась тут же рассказ прочитать, но председатель областной Ассоциации творческих союзов, прозаик Борис Блинов ее прервал, отметив, что это тема для отдельного творческого вечера.

Покидая многоцветный праздник, остановилась перед ликом Иисуса Христа. В каноническом исполнении Спаситель изображается мудрым, печальным и страдающим. С иконы невероятно живыми глазами на меня смотрел самый спокойный и понимающий сын Божий.

В областной художественный музей на экспозицию живописи Михаила Глотова я заглянула, чтобы посмотреть работы мурманского мастера, который выставлялся на общероссийских и международных выставках. Говорят, стиль Глотова отличает эмоциональность и интригующая недосказанность.

Так и есть! Широкие резкие мазки, контрастные цвета и четкие контуры, а итог - удивительно гармоничные образы. Так, словно художник решил запечатлеть особо значимый для себя момент, и тот стал лишь поводом выразить отношение живописца к реальности.

На некоторых картинах буйство красок превращалось в настоящую фантасмагорию - как в «Огнях Мурманска», где черные размытые силуэты прохожих словно врезаны в широкие полосы цвета, изображающие свет фонарей. Или в «Композиции по мотивам Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» - Богоматерь с младенцем обозначены желтым контуром поверх многоцветной мозаики.

Есть на выставке и пейзажи, на которых наш край. Признаюсь, порядком простояла я у картины «Театральный бульвар», пытаясь разгадать, с какого ракурса нарисована моя родная улица. Не получилось. Уж больно необычный стиль у автора, неожиданное видение привычных вещей.

Фото: Александра Усова
Графика Людмилы Поповой.
Фото: Лев Федосеев
Михаил Глотов.
Фото: Сергей Ещенко
«Огни Мурманска». Михаил Глотов.
Александра УСОВА