На днях из Норвегии в Мурманский областной художественный музей переместилась выставка «Красота Севера: визуальное искусство Баренц-региона 1970-1980 годы». Вместе с работами художников к нам приехали и организаторы этого крупного культурного проекта четырех государств - Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Начиная с января этого года выставка путешествует из одной страны в другую.

Для отбора работ была собрана целая международная комиссия, которой пришлось нелегко.

- Мы понимали, что выставка должна быть мобильной, ведь она будет колесить по городам и странам Баренц-региона, поэтому, как бы нам ни хотелось, но нужно было выбрать всего около пятидесяти работ. Мы остановились на наиболее ярких представителях 70-80-х годов, - пояснила директор художественного музея Ольга Евтюкова. - Союз художников нашей страны уже тогда был достаточно известен, в нем состояли очень яркие личности, для многих нынешних мэтров это был период расцвета, поэтому произведения, представленные мурманским областным художественным музеем для выставки, богаче на имена.

Так, с российской стороны в экспозиции оказались работы Василия Баранова, Николая Морозова, Виталия Бубенцова, Александра Феофилактова, Анатолия Сергиенко, Михаила Кирина.

На открытии выступили кураторы выставки в разных странах. Кари Лайне - в прошлом генсекретарь комитета по культуре и искусству Лапландии - рассказал, как ему пришла в голову идея создания экспозиции. Оказалось, однажды в Париже на одном из семинаров он слушал прогноз погоды, где не было сказано ни слова о городах и странах, расположенных выше 69-й параллели. Вот тогда ему захотелось напомнить всем, что Северные страны существуют, и доказать, что в них «есть погода, есть люди и есть искусство».

Временной период тоже выбран

не случайно. В истории искусств приарктических стран он считается малоизвестным широкой публике, хотя международное сотрудничество в сфере культуры стало налаживаться именно тогда, после окончания холодной войны. В то время проводились Дни стран Северного Калотта и Дни культуры Мурманской области в Скандинавских странах.

Однако интересна выставка скорее не хронологией, а содержанием. Казалось бы, соседи, а как по-разному видят, чувствуют, думают! Русские художники в те годы явно предпочитали реализм, писали пейзажи полюбившихся уголков Кольского Заполярья. А насколько понравились зрителям портреты - «Хозяин тундры» Александра Феофилактова, «Портрет тралмейстера» Виталия Бубенцова или «Портрет финского художника» Василия Баранова. А вот мастера из соседних стран явно предпочитали реализму абстрактные формы. Исключением стали лишь несколько пейзажей. И это неудивительно, ведь в 60-е годы началось практически паломничество живописцев на Север, открывший им свою красоту.

Итогом международного проекта стал альбом, на 160 страницах которого можно увидеть работы художников, статьи о сотрудничестве наших стран в области культуры, о наиболее распространенных направлениях в искусстве в каждой из стран-участниц выставки. А для оформления обложки альбома создатели выбрали фрагмент картины Анатолия Сергиенко.

- Сегодня, к счастью, эта выставка открывается у нас и, к большому сожалению, скоро в Мурманске завершится этот проект, который радовал зрителей долгие месяцы, - рассказала на церемонии открытия Ольга Евтюкова. - Но мы очень надеемся, что сотрудничество продолжится. Ведь весь ХХ век тоже постепенно становится все дальше, так что следующую выставку можно посвятить 90-м годам, которые тоже уже стали историей.

Фото: Лев Федосеев
Анатолий Сергиенко, Александр Феофилактов и Виталий Бубенцов
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА