Святая к музыке любовь

Он очень хотел поступить в музыкалку, со школьных лет пел в эстрадном ансамбле, играл на гитаре. Но родители - механизаторы широкого профиля - решили, что эта блажь пройдет с возрастом, и отправили сына в ПТУ, учиться на машиниста башенного крана. Рабочая специальность, надежная. Но он и там, следуя мечте, записался в художественную самодеятельность. Занимался сразу в трех коллективах: эстрадном, народном и духовом.

После службы в армии, где играл в военном оркестре, стал работать по специальности. Одновременно вместе с такими же увлеченными, как он сам, создал ансамбль, назвали его «Постскриптум». Группа участвовала в разных фестивалях, выезжала в другие города, представляя нашу область. К тому времени он «спустился» со своего башенного крана, потому что на ветру дубели руки, не мог потом играть на гитаре. Да и ситуация резко изменилась. Советский Союз развалился, выживать было трудно.

- А с другой стороны, мы были свободны, пели, что хотели и где хотели, - вспоминает хормейстер ансамбля песни и танца «Россия» имени Владимира Ковбасы Андрей Серов. - Поэтому и поехали покорять Москву. Это был 95-й год. Представляете, что это такое? Как раз перевыборы Ельцина... Самый расцвет становления отечественного шоу-бизнеса. Все государственное, советское направление эстрады потеряло смысл. Новое рождалось на глазах. Заправлял всем Юрий Айзеншпис, идеолог 90-х. Работали по клубам, больших денег не видели, потому что не были раскручены, не было имени, не было продюсера. В итоге коллектив рассыпался. Через полтора года московской жизни Серов вернулся в Мурманск и устроился слесарем на предприятие «Электротранспорт».

А душа хотела петь. Андрей Федорович до сих пор удивляется, почему он тогда не знал, что есть в Мурманске, при ДК Кирова, ансамбль народной песни «Россия».

Но если Магомет не идет к горе... то она зовет его сама. Тогда коллектив ансамбля обновлялся, подбирали талантливых людей. Услышав от одного из участников ансамбля, что у них в депо есть парнишка, который неплохо поет, Серова пригласили на собеседование.

- Так я в 98-м году познакомился с Владимиром Моисеевичем Ковбасой. За неполные 40 лет, что Владимир Моисеевич прожил здесь, на Севере, он очень много сделал и для развития культуры края, и для сохранения народной песни, и, конечно, для роста ансамбля, который существует с 1967 года, - рассказывает Андрей Серов.

До Ковбасы это был обыкновенный самодеятельный коллектив, хор народной песни, в котором пели преимущественно работники Мурманского рыбного порта, шефы ДК Кирова. Когда-то, в домурманскую пору, Ковбаса работал в Свердловске дирижером оркестра государственного академического русского народного хора. Дважды был в Мурманске на гастролях. После чего директор Дворца Тамара Переверзева и предложила Владимиру Моисеевичу возглавить коллектив. Два раза его приглашала. На второй раз не отказал. Говорят, Кольский Север ему очень понравился. Северной тематике и было посвящено множество его песен, которые он написал здесь. Очень тщательно подходил к формированию своего коллектива, занимался с участниками вокалом, обучал актерскому мастерству, движению, игре на разных музыкальных инструментах, добиваясь от каждого разностороннего мастерства.

- До встречи с Владимиром Моисеевичем думал, что могу петь все, - признался Андрей Серов, - я ведь в Москве хорошую школу прошел, разные направления пробовал. Но как он меня тогда загрузил! Стало понятно, что учиться еще и учиться. А он меня прощупал, выяснил мои возможности, стал песни под меня писать, и буквально через три месяца у меня уже целый репертуар сольных песен набрался. Он вообще писал под конкретного исполнителя, зная его возможности. На слова мурманских поэтов, как известных - Тимофеев, Попов, Семенов, так и малоизвестных или неизвестных вовсе. Много стихов брал и у простых моряков. К нему на концерты многие приходили со стихами в кармане, оставляли ему свои листочки, порой даже неподписанные.

С 1999 года Владимир Ковбаса стал преподавать в Мурманском педагогическом институте на кафедре народно-художественного творчества, где готовили руководителей народных коллективов. Предложил и Серову: а не хочешь ли ты пойти поучиться?

Тот подумал-подумал и в свои 30 лет ушел из троллейбусного парка, сел на студенческую скамью вместе с 18-летними ребятами. Пять лет пролетели незаметно. И эти годы он ансамбль не покидал, продолжал петь в составе «России». Когда в 2010 Ковбасы не стало, коллектив ансамбля попросил Андрея Серова встать во главе.

Серов признается, что колебался - он к этому времени работал в Мурманском педагогическом колледже, преподавал фортепиано и гитару, организовал вокальную студию. Боялся взять на себя такую ответственность, но понял, что хуже будет, если все наработанное при Владимире Моисеевиче растеряется, исчезнет. Этого он себе не простил бы никогда. И сегодня, стараясь сохранить традиции учителя, продолжает делать все, чтобы коллектив не только помнил о своей былой славе, но и приумножал ее.

Мир без песен тесен

- 2014-й год самый яркий в нашей новейшей истории, - рассказывает Серов. - Началось с того, что мы участвовали в культурной программе Паралимпийских игр в Сочи. Я тогда попробовал, включил в репертуар наряду с народными песни Ковбасы, посвященные нашему северному краю. Зрителям понравились произведения о Севере. Это было видно по откликам в прессе и в Интернете.

А в мае 14-го «Россия» взяла Гран-при фестиваля «Поющий Мурман», который проходит в нашей области раз в три года. В сентябре ансамблю было присвоено имя Владимира Ковбасы. В декабре прошлого года министр культуры РФ Владимир Мединский подписал приказ о присвоении «России» звания «Заслуженный коллектив народного творчества». В Мурманской области всего два народных коллектива имеют такое звание: «Россия» и ансамбль танца «Радость». Ну, а уже в этом году, в марте, на Всероссийском хоровом фестивале в Санкт-Петербурге стали лауреатами 2-й степени.

Основной состав ансамбля насчитывает сегодня 35 человек (10 мужчин, 25 женщин) в возрасте от 19 до 60 лет. Это и преподаватели музыки, есть и с консерваторским образованием, и преподаватели колледжей, и воспитатели детсадов, в том числе музыкальные работники. Есть медсестра, рабочий - наладчик станка, предприниматели. На общих репетициях встречаются три раза в неделю по вечерам. С новичками занятия проводятся отдельно.

Я побывала на одной их вечерней репетиции, познакомилась с участниками ансамбля. Они действительно разные. Частный предприниматель Ирина Антонова образование имеет музыкальное, но на жизнь зарабатывает бизнесом, не имеющим отношения к музыке.

- Никогда не думала, - признается она, - что свяжу жизнь с народным хором. Это на самом деле затягивает.

Еще бы не затянуло. Во-первых, Ирина когда-то студенткой училась у Ковбасы. А до того у Владимира Моисеевича пела ее мама. И сейчас дочь в хоре стоит на месте матери.

Студенту индустриального колледжа Георгию Широкожухову 19 лет, здесь он с ноября. Кто сюда позвал? Андрей Федорович. Когда-то они были соседями по дому, и Серов учил пятнадцатилетнего Георгия играть на гитаре. Теперь парень кроме гитары и контрабас, и балалайку освоил.

- Но очень здорово петь, - делится Георгий переживаниями от хорового пения. - С Андреем Федоровичем встретились случайно, на джазовом вечере в «Ледоколе», играли в разных группах. Он пригласил на репетицию «России». Пришел, послушал хор, так проняло, понял - это мое.

Пока я с людьми разговаривала, хор собрался, настроился и грянул «Родина моя» на слова Николая Колычева, солировал Андрей Серов. Тут уже меня проняло. Правда, петь со всеми не осмелилась, но с интересом наблюдала уже за репетицией другой песни, которую сейчас восстанавливают из прежнего репертуара. Называется она «Баян и гитара», поется в ней о любви старого баяна к молодой гитаре. Эту незатейливую историю вдохновенно изливали два баяна, гитара и хор. И репетиционного пота пролилось много - раз за разом возвращались к пропеванию сложных моментов, послушно следуя за указаниями хормейстера.

Интересно все же получается: уставшие после трудового дня люди летят сюда, чтобы вкалывать еще и весь вечер, и при этом уверяют, что здесь они отдыхают. Вот что значит живительная сила творчества.

Галина ДВОРЕЦКАЯ