Завтра случится то, чего добивались три года. Да что там - больше! Три года назад «Вестник» впервые написал о драматической судьбе канозерских петроглифов - наскальных рисунков древнего человека. Они гибли на глазах, и спасение казалось невозможным. Но завтра гости впервые пройдут новой туристической тропой в самое сердце Канозера - к острову Каменный, на котором возведен стеклянный купол, надежно укрывший сокровище от напастей. Вот он - на нашем фото. Легкий и прочный.

Это и наша победа. Но, конечно, главный «именинник» сегодня - Владимир Перевалов, директор музея «Петроглифы Канозера». Когда он начинал свое подвижничество, сколь многие ему не верили! «Зачем ему остров? Музей в Умбе построили, пусть там и сидит», - на голубом глазу заявил мне как-то один чиновник. Что-что, а сидеть на месте Перевалов не будет. И в этом его поддерживают известнейшие российские археологи.

Кольская археологическая экспедиция Института материальной культуры РАН каждое лето выезжала на комплекс петроглифов. Напомню, 1200 рисунков, датируемых IV тысячелетием до нашей эры, разбросаны не только по острову, но и по трем участкам берега. Но на Каменном скопление самое большое. И самое беззащитное: к острову пристают байдарочники, для которых он долгое время был местом привала. Мягкий камень крошится под туристическими ботинками. И журавлик - самый известный рисунок, ставший символом комплекса, все менее различим на камне.

Вчера в Умбе, в том самом музее «Петроглифы Канозера», который, надо отдать должное, открылся под патронажем областного комитета по культуре и искусству и стал современным научно-выставочным центром, вспоминали «операцию спасения». Там на межрегиональную конференцию собрались музейщики, геологи, краеведы и туроператоры.

Сооружение купола и пешеходной тропы не только стало гуманитарной акцией, но и обещает упорядочить и увеличить поток туристов. Если раньше наскальные шедевры были доступны лишь экстремалам-любителям водного сплава, то сейчас к ним можно пройти посуху, с экскурсией. Правда, в эти дни после обильных дождей тропу подтопило, но чуть подсохнет земля - милости просим.

Кроме того, раньше рисунки были видны не всякому. Полушутя музейщики говорили даже, что чужому глазу они не показываются. На самом деле, чтобы их различить, нужен был особый угол падения солнечных лучей и особая погода.

Теперь же под куполом установлена подсветка, и рисунки видны всегда. Над разработкой уникального сооружения трудились не только проектировщики, но и ученые - геологи и почвоведы. И по их рекомендациям купол сделали вентилируемым, чтобы экосообщества острова не подверглись излишнему влиянию человека, чтоб сохранить эффект естественной среды.

История канозерского зонтика полна чудесных совпадений, так что кажется, будто помогали духи этих мест, в которых верили древние художники - авторы петроглифов. А может, просто чудо случается, когда люди готовы бороться с обстоятельствами.

Так, случайно оказался на острове премьер Дмитрий Медведев - и пообещал выделить деньги из личного фонда. Затем, пока шли проектные работы, составлялась смета, утрясались формальности, в дело вступила Москва - ее мэр Сергей Собянин на встрече с губернатором Мариной Ковтун лично выбрал из списка значимых для нашей области проектов Канозеро. Выбрал, чтоб оказать денежную помощь.

Грянул кризис, и, честно сказать, страшновато было за судьбу грандиозного и очень дорогого - 15 миллионов рублей - плана. Но обещания оказались выполненными, проектировщик сработал на отлично, главгосэкспертиза, которая нередко заворачивает проекты, приняла этот с первого раза. Ну и подрядчик не подвел. Не испортила дела и погода, которая здесь капризна и вполне могла бы помещать стройке.

Кстати, удивительно и то, насколько технологично и инновационно устроено все в этом медвежьем углу. Тут и солнечные батареи, и ветроэнергетическая установка, мощности которых хватает не только на подсветку, но и на работу камер видеонаблюдения, в онлайн-режиме передающих данные на пост смотрителя. Так что даже ветер и солнце - сама природа - помогают музейщикам. А как иначе могло быть в этом месте, полном чудес?

Между прочим, это только начало. Кольская археологическая экспедиция изучает петроглифы Поноя. Там тоже есть что беречь, чем гордиться, что показать гостям.

К слову, у нас на Русском Севере пока найдено лишь четыре скопления рисунков эпохи неолита, в том числе Канозеро и Поной. А в соседней Норвегии - уже 200. Дело, конечно, не в соревновательности, а в том, что главные находки, возможно, у нас еще впереди. А пока - тропа проложена.

Татьяна БРИЦКАЯ