В тылу и на передовой во время финской кампании и Великой Отечественной, в мирное время - во всех республиках СССР, ГДР, Польше, Венгрии и Чехословакии, всех уголках нашего края... Где только не побывали актеры театра Северного флота. Нынче он отмечает свой 80-й день рождения.

Именно в театре Северного флота начинали творческий путь и сотрудничали с ним известные режиссеры и актеры: народные артисты СССР Валентин Плучек и Михаил Пуговкин, народные артисты РСФСР Александр Белинский, Леонид Неведомский, лауреаты Государственной (Сталинской) премии Елена Сергеева и Сергей Морщихин, заслуженный деятель искусств РСФСР Вениамин Радомысленский. Драматурги Константин Симонов, Вениамин Каверин, Юрий Герман и другие писали для него пьесы.

Исай Шойхет.

Может быть, прозвучит несколько высокопарно, но настоящей золотой вехой для нашего флотского театра стали 1949 - 1968 годы, когда его главным режиссером был заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР Исай Борисович Шойхет.

- Это был потрясающий режиссер, по-настоящему штучный товар, на его имя ехали артисты со всей страны, - поделилась воспоминаниями народная артистка РФ Алла Журавлева, отработавшая в ТСФ 29 лет. - Вот и я сознательно приехала в Мурманск, именно к Исаю Борисовичу, в 1963 году. Ему удалось собрать шикарный венок актеров: народный артист РСФСР Алексей Найчук, заслуженные артисты РСФСР Игорь Москалевский и Сергей Садиков - мечта! Мы выпускали параллельно «Король Лир» и «Власть тьмы»! Вот это был уровень! Каждого актера Исай Борисович старался показать со всех сторон, давая характерные роли, молодых и старых персонажей. Он мог неожиданно прийти на спектакль, а когда опустится занавес, собрать труппу и устроить разбор. Ну а уж анализ в конце сезона был традицией. Главный режиссер разбирал игру каждого во всех спектаклях, говорил, что кого ждет в следующем сезоне. Исай Борисович - ветеран Великой Отечественной войны, хромающий, с пробитой головой, но держал всех в кулаке. Он научил нас ответственно относиться к своему делу. Прошло много лет, а я до сих пор волнуюсь, выходя на сцену, поскольку должна соответствовать, произносить правильные реплики, помнить о партнере. Вообще, работа в театре Северного флота для меня была самая трогательная, честная, творческая, суровая и ответственная. И я столько не гастролировала нигде, кроме как с этой труппой. Мы ездили в отдаленные гарнизоны области на тральщиках в дикие штормы. Принимали нас всегда очень тепло.

Алла Журавлева и Сергей Простяков. «Король Лир».

- Я пришла в театр Северного флота в самый его расцвет, в 1961 году, и прослужила четыре года, - рассказала народная артистка РФ Марина Скоромникова. - В стране было очень много военных театров, но наш занимал везде первые строчки. Мы много гастролировали. Дорог не было, почти всегда добирались морем, укачивало порой вусмерть. Было тяжело, но очень интересно. По возвращении домой случалось, что некоторых на носилках выносили с палубы на землю. Но ничего, на следующее утро в 11 часов все уже были на репетиции. Мы ездили в Гремиху, на Соловки и Новую Землю, ее тогда только открыли для гражданских. Мы пробыли на архипелаге недели полторы, прилетели на самолете. Встречали нас, как самых близких и родных людей. Помню, было лето, цвели незабудки. После спектакля кто-то подарил мне букетик этих цветов, я привезла его домой, и он еще долго стоял в воде. Исай Шойхет - один из самых интересных режиссеров страны, лично мне он очень многое дал, научил самостоятельно работать. И он набрал хорошую труппу. Все мужчины были высокие, подтянутые, как наденут военную форму, все женщины падали. Актрисы под стать, одна краше другой. Режиссер каждый сезон приглашал по несколько новых артистов, но на следующий год из них оставались один - два, такой был отбор. Помню всех, с кем довелось поработать. Это потрясающие актеры и великолепные партнеры.

На гастролях в Тбилиси. Сцена из спектакля «Душа солдата». В центре Марина Скоромникова. 60-е годы.

- Долгое время наш театр базировался в Доме офицеров, в Росте, в тот период мы в основном работали на выездах, - сказала помощник главного режиссера ТСФ Раиса Семенкова, пришедшая в театр 48 лет назад и работающая там до сих пор. - Где только не бывали: Белоруссия, Украина, Прибалтику всю проехали, Грузия, Азербайджан, Армения! Жили в основном в казармах и общежитиях. Возили, как правило, небольшие, мобильные спектакли. У театра тогда было по два грузовика и автобуса, уазик, поэтому много гастролировали и по области. К примеру, уедем на месяц, базируемся в Мончегорске, а выступаем в Оленегорске, Апатитах, Кировске - городах поблизости. Новую Землю тоже помню. Там очень сильный ветер, с ног сносило. К примеру, хочешь выйти на улицу, а тебя обратно в помещение забрасывает.

Сейчас гастролей у труппы практически нет. Ближайший выезд - в ноябре в Москву на фестиваль военных театров. Со дня на день должен открыться новый, 81-й, сезон. Каким он получится - увидим.

- Первого августа у нас изменился статус, мы стали федеральным государственным бюджетным учреждением, - прокомментировал директор ТСФ Михаил Онищук. - Да, нам выделяются субсидии, но также появилось право на самостоятельность, средства на некоторые расходы мы должны зарабатывать сами. А для этого нужны новые спектакли, соответственно, специалисты, а их нет: ни в постановочной части, ни в службе главного администратора. Нам необходимо привести штат в соответствие с требованиями театрально-зрелищного учреждения. В театре должны быть костюмеры, швеи, столяры, гардеробщики, контролеры, кассиры, монтировщики сцены. А сейчас у нас, извините, есть кассир, но он занимает полставки актера.

Однако, несмотря на такое положение, у театра есть вера в светлое будущее. Если все сложится удачно, то в здании будет проведена полная реконструкция. Его уже обследовали, эксперты вынесли решение, что несущие конструкции и фундамент выдержат нагрузки, но многие узлы и агрегаты вышли из строя и требуют полной замены.

- Уже разработан проект реконструкции, в соответствии с которым мы планируем возвести две пристройки, - продолжил Михаил Иванович. - Восстанавливать придется все: от входа до зрительного зала. В проект также включены приобретение и установка нового, современного светового и звукового оборудования, кресел, строительство двух лифтов, ложи, создание малой сцены. Государственная экспертиза проекта пройдет предположительно в ноябре-декабре. Если его утвердят, будет заключен госконтракт на выполнение работ. Мы хотим привести в порядок не только наше здание, но и близлежащую территорию, поэтому внесли в план ее благоустройство, чтобы театр и расположенный рядом сквер стали как одно целое.

Екатерина АНДРЕЕВА