«Зато, я говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди, говорю, планеты всей» - так герой давнишней песни Юрия Визбора ответил собутыльнику-африканцу на упрек. «У вас в России неприглядный вид». С тех пор минуло полвека: ракеты делаем по-прежнему, вместо плотины на Енисее строим АЭС, а балету на смену пришел большой спорт. Он понятнее, и гордиться им легче.

Мы и гордимся - по праву и совершенно бескорыстно: согласитесь, если после побед наших спортсменов на Олимпиадах и чемпионатах мы и становимся богаче, то только на воспоминания и пережитые эмоции. Впрочем, есть и те, кто на этом зарабатывает.

В январе 2014-го, в самый канун сочинской Олимпиады, на экраны страны вышла спортивная драма «Чемпионы»: четыре режиссера и шесть сценаристов испекли пять новелл о российских спортсменах. Кинокритики разнесли ленту в пух и прах, а зритель проголосовал «за» рублем - 183 миллиона в прокате. И вот 18 февраля уже этого года, накануне летней Олимпиады в Рио, очередная премьера: «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее».

Выпустила картину на экраны российская компания с английским названием «Enjoy Movies». Слова эти можно перевести по-разному, например так: «Фильмы для наслаждения». Обычно компания братьев Сарика и Гевонда Андреасянов зрителю предлагает непритязательные, но кассовые комедии с бывшими кавээнщиками в главных ролях, а тут уже второй фильм, призванный будить в нас патриотические чувства. Получилось?

«Замах на рубль, удар на копейку» - это про «Чемпионов-2». Нам обещали основанный на реальных фактах рассказ о жизни и победах без малейшего преувеличения выдающихся российских спортсменов - борца Александра Карелина, пловца Александра Попова и гимнастки Светланы Хоркиной. У них на троих девять олимпийских медалей высшей пробы, а титулов чемпионов мира, Европы, СССР и России не счесть. Все трое - ярчайшие личности, и на аренах, и за пределами ковра, бассейна и помоста. А на экране ходят и говорят очень правильные слова их бледные тени.

И дело вовсе не в отсутствии портретного сходства актеров с их героями. Большой спорт - это всегда большие эмоции, а «Чемпионы-2» - эмоционально выхолощенный фильм. Все три новеллы сюжетно замкнуты на Олимпийские игры в Сиднее 2000 года. Задумка крайне интересная: ведь для всех троих героев эти Игры по большому счету стали крахом.

Карелин, трехкратный олимпионик, не проигрывавший 13 лет подряд никому, уступил «золото» американскому бочкообразному фермеру со смешным именем Рулон Гарднер.

Попов, две Олимпиады подряд блистательно выигрывавший на своих коронных 50 и 100 метрах вольным стилем, на «полтиннике» пришел только шестым, а на «сотке» вторым, в эстафете 4х100 вольным стилем нашу сборную вообще дисквалифицировали.

Хоркина, абсолютная фаворитка Сиднея, в командных соревнованиях падает на брусьях - Россия только вторая, в абсолютном первенстве - при прыжке, что оставляет ее вообще без медали, и только на брусьях (в отдельных видах программы) она выигрывает «золото». Слезы, злые слова, сорванные с шеи в обиде ненужные серебряные медали - в Сиднее у героев «Чемпионов-2» было все. В жизни, но не на экране.

Ведь это драма! Даже трагедия! Какое из этого можно было сделать кино! Но…

Светлана Хоркина - очень яркий человек. Можно сказать, что она была зациклена на победах, а в поражениях винила не свои ошибки, а происки врагов. «Вы знаете, эта победа долгожданная для всех россиян», - так «скромно», завоевав сиднейское «золото» на брусьях, сказала в телеинтервью Светлана.

И продолжила: «Я не забуду этого никогда - что принадлежало мне, то сделали против меня». Через четыре года она совершит почти невозможное для гимнастики - спорта юных - в 25 лет пробьется на третью в ее жизни Олимпиаду, но завоюет в абсолютном первенстве только второе место. И заявит, что «золото» отдали американке еще до начала соревнований.

Реальная Хоркина - взрывоопасный комок нервов и эмоций, очень вкусный человек, экранная - в исполнении Кристины Асмус - очень правильная трудолюбивая девочка, по вкусу напоминающая приготовленную на пару и без соли рыбу. У Хоркиной - очень живое, подвижное, нервное лицо, недаром после окончания спортивной карьеры ее приглашали играть в театр. Асмус же, такое впечатление, так и застыла в образе Вари Черноус из комедийного телесериала «Интерны».

С «хоркинской» новеллой связаны и два «чемпионских» ляпа. Прилетев в Австралию, Света по телефону сообщает маме в Белгород, что от Москвы до Сиднея 30 часов лета. И вот на следующий день после краха в абсолютном первенстве Светина мама самолично появляется на арене, чтобы подбодрить дочь. Конечно, материнская любовь движет горами, а теперь, видимо, может и время сжимать.

А знаете, почему экранная Хоркина все-таки победила на брусьях? Она как-то невидимкой ускользнула из Олимпийской деревни и отправилась сначала на шопинг, а потом в парикмахерскую. Сцена стрижки, мягко говоря, по эмоциональности уступает аналогичной из «Солдата Джейн».

Меньше всего претензий к киновоплощению Александра Попова. Этот спортсмен-интеллектуал, чтобы убедиться в этом, достаточно почитать его интервью, предстает перед нами каким-то роботом.

Как вам сцена из 1996 года: герой почти делает предложение полюбившейся барышне, но просит ее подождать до Сиднея - четыре года? Типа, он весь в спортивной борьбе. А чуть позже бросается, защищая ее от домогательств, под бандитский нож, рискуя и карьерой, и жизнью. А после операции восстанавливается в оборудованном прямо в больнице тренажерном зале. Привет создателям «Легенды № 17»!

Но обиднее всего за Александра Карелина. Внешность у Сан Саныча, официально признанного лучшим борцом ХХ века, весьма специфическая. Чтобы добиться портретного сходства, Сергея Бондарчука-младшего (что за российское кино без какого-нибудь из Бондарчуков или Михалковых?!) люто загримировали. Так, что из всей мимики оставили актеру только шевеление губ. Как же очеловечить Героя России (им Карелин стал еще до Сиднея)? Да без проблем!

И нам «рожают» Яниса - латышского журналиста-алкоголика. Редактор его журнала посылает репортера и писателя-неудачника в Атланту - взять у Карелина интервью. Но журналюга забухал и сорвал задание. Тогда редактор по телефону грозит Янису увольнением, дескать, он обещал какому-то министру интервью с великим борцом. Представляете? В 1996 году! Латышский! Министр! Жить не может, не прочитав для души на ночь, что же думает россиянин Карелин. Вы верите? Я да!

И Янис летит в Новосибирск, где Сан Саныч афоризмами (реальный Карелин, доктор педагогических наук, действительно говорит очень образно и емко) открывает латышу все загадки русской души. От потрясения журналист бросает пить, к нему возвращается жена. Все счастливы. Занавес.

Ой, нет! Чуть не забыл. Вот дивный диалог из «Чемпионов-2»:

- Так ты писатель? Что пишешь?

- В основном что-то страшное.

- Ужасы?

- Нет, просто плохо написано.

Если вы смотрели английскую романтическую комедию «Реальная любовь», дежавю неизбежно.

Взять факты из жизни великих чемпионов, перемешать их, добавить пару ложек бреда, цитат из чужих фильмов, приправить патриотизмом, подать горячим к Олимпиаде. Может, таков рецепт кассового успеха. Но хорошее кино так не «варят». Есть во многих видах спорта такой термин - фальстарт. Сдается мне, это был он.

Петр БОЛЫЧЕВ