Пожалуй, не существует четкого определения современного искусства. Ну кроме временных рамок, естественно, ведь современное - происходящее сейчас. А вот чем оно отличается от того, что творили, к примеру, художники и скульпторы сто лет назад, - достаточно относительная категория. Хотя отличия, конечно же, есть. Так, ни для кого не секрет, что нынче актуальны мусорные техники, инсталляции, перформансы... При этом никуда не уходят картины, но они становятся другими, более концептуальными, по мнению специалистов.

Как воспринимать творчество авторов, живущих в наши дни, обсуждали в Мурманске на протяжении двух дней - в областном художественном музее состоялся образовательно-выставочный проект «Современное искусство для всех». В Заполярье приехали директор образовательных программ Лувра, художник и педагог, специализирующаяся на культурной медиации, автор многочисленных музейно-педагогических изданий Манон Потван, заведующий отделом «Российского центра музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор Борис Столяров, а также заместитель начальника управления по коммуникациям и работе с инвесторами компании «Северсталь», при поддержке которой реализуется проект, Андрей Бабич.

Борис Столяров (справа) и Андрей Бабич.

- Символично, что мы встречаемся в ваш профессиональный праздник, День музейного работника, - сказал председатель областного комитета по культуре и искусству Сергей Ершов. - С Русским музеем у нас давняя дружба и совместные проекты, а сейчас список друзей художественного музея пополнил Лувр. Это знаковое событие в культурной жизни Заполярья. Проект «Современное искусство для всех» необычен, актуален. Многие посетители, приходя на выставки, воспринимают картины на уровне «нравится - не нравится», все сводится к сиюминутному восприятию. А ведь это неправильно. Поэтому совместный проект несет важную социальную функцию: научить музейных работников доносить до зрителей правильное понимание и восприятие современного искусства.

- Помните фразу из фильма «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира»? Честно скажу: мы замахнулись, - с улыбкой присоединился к разговору Борис Столяров. - Современное искусство провокативно, оно требует внимания, интеллекта. Мы не будем ничему учить, просто рассмотрим примеры, выскажем свои точки зрения, но у каждого сложится свое мнение. Важно, чтобы глаза постоянно работали, конечно, вместе с мозгом. Надеюсь, этот процесс станет увлекательным для всех.

- Мы стараемся уделять большое внимание сохранению культурного наследия и развитию культуры в регионах нашего присутствия, придаем большое значение благотворительности и социальной ответственности, - сказал Андрей Бабич. - Мы убеждены, что проект внесет заметный вклад в многообразие культурной жизни Мурманской области, позволит участникам открыть для себя современное изобразительное искусство, понять его образы и смыслы, а главное - привлечет в музейное пространство молодое поколение. Хочется, чтобы в регионах открывались многопрофильные культурные центры. Поэтому в рамках данного совместного проекта мы пригласили педагогов, не побоюсь этого слова, мирового уровня, которые могут научить людей понимать современное искусство.

Как отметил Андрей Александрович, в глобальном мире очень важно устанавливать профессиональные контакты, совершенствовать существующие ресурсы и методы работы, чтобы быть успешными. Культура Мурманской области, одного из регионов присутствия ПАО «Северсталь», в инновационном плане достаточно продвинута, однако всегда есть области для совершенствования. Например, многие учреждения культуры неоднократно участвовали в грантовом конкурсе предприятия «Музеи Русского Севера», целью которого является поддержка лучших проектов региональных художественных музеев, содействие их превращению в многопрофильные культурные центры для всех категорий населения. Очень важно для этого объединить усилия всех заинтересованных сторон, выстроить социальное партнерство представителей власти, бизнеса и общественных организаций.

- Сегодня у нас есть возможность обсудить важные вопросы, наладить диалог, - высказала свое мнение Манон Потван. - Современное искусство выходит за границы: материалом для творчества может стать что угодно, художники знают друг друга, живя на разных концах планеты. Рамок нет. Вначале некоторые произведения могут нас отталкивать, однако к части из них мы возвращаемся, чтобы поразмыслить над смыслом. Мы должны делать шаги навстречу искусству.

А оно, к слову, тоже идет к нам, вырывается в мир. Так, на стене недалеко от входа в булочную на площади Восстания в Питере Борис Столяров заметил интересный рисунок: дворничиха в оранжевом жилете с метлой в руке. Ничего необычного. Внимание профессора привлекло лицо женщины - это лицо Моны Лизы. Вот так на улицы города сошел шедевр Леонардо да Винчи. Другой пример - Эйфелева башня в Мурманске. Этот символ французской столицы заметил художник из Мурмашей Александр Говоров на одном из гаражей. Естественно, северянин не смог пройти мимо, сфотографировал, а на этой неделе подарил снимок Манон Потван.

«Новый русский» Алексей Штерн.

После небольшого экскурса в теорию понимания современного искусства посетители художественного музея начали рассматривать картины и инсталляции, представленные в большом зале. Это работы современных мурманских авторов. Около одной из них молодой человек затеял небольшую дискуссию, чтобы вместе с другими зрителями понять идею автора. На полотне нарисованы полосы разных цветов: розового, коричневого, на некоторых из них художница Екатерина Голубина изобразила зеленые круги.

- Помните, нам говорили, что для современного искусства характерно вовлечение зрителя в процесс. Давайте попробуем разобраться, - предложил Александр. - Вот у вас с чем ассоциируется розовый цвет?

- С чем-то ярким, шумным. Этот розовый даже ближе к фуксии, - ответила девушка.

- А с каким историческим периодом ассоциируется розовый?

- Может быть, с революцией? Хотя она, скорее, красная.

- Возможно, 60-е годы ХХ века, когда появилась кукла Барби? - предположила другая посетительница.

Как видим, вопрос оказался довольно сложным. Но надо пытаться понять, что хотел донести до зрителей автор. И как заметил Борис Столяров, четкого ответа нет, у каждого он будет свой.

- Современное искусство сродни джазу: ноты те же, но мы слышим импровизацию, - сказал профессор. - Так и картины: холсты, краски, а звучат по-новому. Сегодня концепт является содержанием. Раньше художники должны были обладать хорошей техникой, а теперь - иметь идею. Никогда не молчите у картин, размышляйте про себя или вслух. Сначала это покажется трудным, но потом будет легче. Выберите картину, подумайте, чем она вас привлекает, пробуйте анализировать. Будьте непосредственными, как дети.

Екатерина АНДРЕЕВА