Масштабный многосерийный фильм «Угрюм-река», премьеру которого обещает Первый канал, это экранизация одноименного романа Вячеслава Шишкова. Когда-то по этой книге уже был снят фильм. Экранизация 1968 года, очень популярная у зрителей, в значительной степени была посвящена классовой борьбе. Но нынешний сериал - это не ремейк, а новый взгляд на события, описанные в романе.

Любовь бывает зла

Действия в романе и фильме разворачиваются в Сибири в конце XIX - начале XX века. В центре - история семьи Громовых. Отец Петр (эта роль досталась Александру Балуеву) и сын Прохор (актер Александр Горбатов) влюбляются в роковую красавицу Анфису Козыреву (Юлия Пересильд).

Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую доселе Угрюм-реку. Прохор выполняет поручение, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь.

Золотой состав

Производством телефильма для Первого канала занимается студия «Русский проект» во главе с Денисом Евстигнеевым, режиссер - Юрий Мороз, один из продюсеров картины - Константин Эрнст. В новом фильме удалось собрать звездный состав актеров. Кроме названных в нем заняты Александр Яценко, Борис Каморзин, Юлия Хлынина, Дарья Мороз, Роман Мадянов, Софья Эрнст, Юрий Чурсин и многие другие.

- Это история становления главного героя и история освоения Сибири, - рассказывает режиссер фильма Юрий Мороз. - Прохор Громов обустраивает дикие таежные места, строит завод, организует жизнь вокруг. Но по мере того как богатеет, меняется внутренне: из молодого человека, мечтающего построить «город Солнца», он превращается в монстра.

Закон - тайга

В сериале много различных персонажей. У каждого из них своя история и судьба.

- Его цель - добиться того, чего не добился никто, быть первым, - говорит о своем герое исполнитель роли Прохора Александр Горбатов. - Для него становится важным дело: золото, его добыча. Все его поступки, весь этот мрак, что он выплескивает наружу, - только ради одного: добиться цели, которую перед собой поставил. Но одно дело, когда ты был молод и на все это смотрел проще, а когда ты становишься рабом золота, власти - они тебя поглощают...

Одержимый страстью

Отдельно стоит сказать об отце Прохора Петре Громове, которого играет Александр Балуев. Он купец, разбогатевший исключительно благодаря наследству, полученному от своего отца-разбойника. И без памяти, до потери человеческого облика влюбляется в Анфису, готов все положить к ее ногам, даже бросить жену, с которой прожил всю жизнь.

- Нельзя сказать, что этот герой резко отрицательный или положительный: он противоречив, как сама жизнь, - рассказывает нам о своем герое Александр Балуев. - У него сильный характер и несчастливая судьба. Это человек, подверженный страсти, которая его и губит. Здесь была дана возможность мне, да и не только мне, сыграть то, что в современном нашем кино не играется: оголенные чувства, которые ничем не прикрыты. Было интересно с этим повозиться, понять, каков человек страсти и что страсть может с человеком сделать. Я понимаю, конечно, что так жить нельзя: как говорится, сам не собираюсь и никому не советую, но «повариться в этом замесе» как актеру мне было интересно...

На съемочной площадке - Александр Балуев и Наталья Суркова, исполнившая роль супруги Петра Громова Марьи.

Роковая женщина

Та, из-за которой разыгрываются страсти между отцом и сыном в начале истории, - Анфиса Козырева. Красавица, роковая женщина, изменившая судьбу обоих, одновременно закрутив с ними романы.

- В ней есть что-то от ведьмы, безусловно, - говорит Юлия Пересильд. - Главный парадокс в том, что моя героиня такая боевая: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. И вроде бы все у нее так легко получается: и этим она крутит, и тем, а в результате ничего нет... Она роковая по судьбе своей, по тому, что с ней произойдет. Бешеная энергия, которая в ней есть, желание жить прямо сейчас, а не завтра, не через десять лет, и очень ярко, - в этом ее рок...

Яркий образ

Для съемок нужно было сшить сотни исторических костюмов. По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой, основная задача была максимально облегчить подлинную вещь, что-то в нее привнести.

В костюмах Анфисы использовали цвета яркие и насыщенные, а у Прохора в мистических сценах - китайские мотивы. Костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом, который, осмотрев реквизит, сказал, что «костюм правильный» и даже «пахнет шаманом».

Внешне Анфиса в сериале отличается от образа, описанного в романе Вячеслава Шишкова. Актриса Юлия Пересильд и режиссер Юрий Мороз придумали, что роковая красотка будет рыжей.

- Анфиса - другая в сравнении со всеми остальными, - поясняет режиссер. - А у рыжих людей почему-то всегда какая-то особенная жизнь и судьба.

По словам художника по гриму Натальи Гориной, героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной завивали настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые нагревались на газовой горелке. Современными средствами такую завивку сделать невозможно.

- Всем женщинам рекомендую такие щипцы: волосы не портятся, а прическа держится, - рассказывает Софья Эрнст.

С размахом

Фильм снимали на Урале, в Минске, Суздале, Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовительный и съемочный периоды заняли больше года. В каждом из городов строились декорации. За восемь месяцев съемок состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке.

Особенно сложными были съемки на Урале - лодки и технику нужно было доставлять в труднодоступные места за сотню, а то и полторы километров от ближайших населенных пунктов. На реке Исети под Екатеринбургом актерам пришлось преодолевать пороги на шестиметровой деревянной лодке, которую спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля. Снимали эту сцену с дрона.

По сюжету главный герой Прохор Громов постоянно передвигается в своей резиденции между имением, башней, заводом, лесопилкой и бараками для рабочих на автомобиле, что создает впечатление, будто все сцены снимались в одном месте. На самом деле сцены в имении снимали в Подмосковье, бараки рабочих и дамбу - в Минске, а завод и лесопилку - на Урале. Поэтому ретро-автомобиль, который взяли для съемок из музея Екатеринбурга, приходилось перевозить из одного города в другой.

Бутафорские - только наливки

Одна из запоминающихся сцен в фильме - большое застолье в семье Петра Громова. Для нее реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели и пили в купеческих семьях Сибири.

- Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней, чтобы узнать, что и как подавалось, сколько было смен блюд, - говорит Александр. - В Сибири того времени ценились ягодные наливки и настойки от 17 до 40 градусов, «хреновухи», медовые напитки - наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью утеряна. В сериале наливки были бутафорские, конечно.

Да и почти весь снег в сериале будет искусственным или нарисованным - прошлая зима, когда снимали часть фильма, выдалась теплой. Со съемками на натуре были связаны и дополнительные трудности. Уральская погода то и дело преподносила сюрпризы: например, нужно снимать сцену с дождем, а на улице - солнце и плюс 30, и наоборот...

Запомнится надолго

Конечно, создатели допускают, что их работу будут сравнивать с вышедшей полвека назад.

- Ни в коем случае не хотим повторить фильм 1968 года, - говорит продюсер Денис Евстигнеев. - Мы экранизируем роман с новым поколением артистов. Это большое произведение про Россию, про людей, про человека, который захотел что-то сделать, про то, что на его пути произошло. Наш фильм - про страсть, в том числе про страсть достижения цели. Это будет главный проект года - не только для конкретного канала, но и для телевизионной индустрии в целом. Я таких масштабов не знаю. Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре и в больших декорациях деревень и имений, найденных и построенных по всей России. И надеюсь, что выглядеть это будет так же масштабно…

Пока точной даты эфира на Первом канале нет. Но планируется, что сериал будет показан уже в новом телевизионном сезоне в следующем году.