«Север - любовь моя» - это название персональной выставки Валентины Ивановны, которая сейчас проходит в апатитской «Галерее-М». Совсем скоро экспозиция откроется и в культурно-выставочном центре областной филармонии. Так, творческим залпом, художница отмечает свой славный юбилей.

Неутомимый труд

На выставке в Апатитах у Валентины Петровой - около сорока работ разных лет, в Мурманске она покажет еще около сотни. Удивительная творческая активность виновницы торжества была отмечена многочисленными друзьями и почитателями таланта.

- Нам всем нужно брать пример с Валентины Ивановны! - сказала от имени собратьев по цеху Ирина Ситдикова. - Посмотрите на эту удивительную женщину, которая полна энергии. Насколько жизнерадостны ее картины, сколько в них северного характера, как она неутомимо трудится!

И правда: в экспозиции представлены и совсем свежие работы, и холсты тридцатилетней давности, напоминающие о неоднократных экспедициях по Северному морскому пути. Можно увидеть Енисей, панораму Расвумчоррского рудника, Хибины, полярное сияние, натюрморты и пейзажи.

- Я так люблю Север, что даже летом не уезжаю дальше своей дачи в Титане, - смеется художница.

«Северное сияние».

От печки - к горам

А она не северянка, между прочим. Росла в воронежской деревушке, дедушка был знахарем и привил малышке любовь и внимание ко всему живому. Уже там Валя разрисовывала печку ягодами и цветами! Десятилетней с отцом уехала в Сортавалу, где поступила сначала в художественную школу, потом ученицей в художественную мастерскую.

- С утра до ночи пропадала в мастерской, так мне все нравилось, все было интересно, работала взахлеб, - вспоминает Валентина Ивановна.

В 1968 году окончила отделение живописи Московского университета имени Крупской, но еще до этого, в 1962-м, приехала в Кировск. Потому что... марка у нее была с изображением Хибин, а Валя всегда мечтала писать горы, как любимые Николай Рерих и Рокуэлл Кент. Вот и отправилась на Север! Здесь вскоре и замуж вышла. Одним словом, Кольский край стал судьбой.

Петрова работала художником-оформителем на производствах, во Дворце культуры, преподавала в изостудии Центра детского творчества. Она участница и дипломант многих выставок - в Мурманской области, в Москве, в Норвегии. Ключевая тема - Арктика, как уже говорилось.

- Полярные станции я объездила все, и сейчас мне жалко, что они исчезли, там ходят белые медведи, - поделилась кировчанка. - Даже есть картина на эту тему «Куда несет нас рок событий». Там медведица с медвежонком сидят на льдине, которая тает, потепление ведь кругом. Бедные белые мишки, куда же они денутся?

Валентина Петрова.

Любовь к жизни

- У Джека Лондона есть замечательный рассказ «Любовь к жизни», так вот она в полной мере присуща нам обоим. Меня она посылает в горы, а ее - к мольберту, - сказал на вернисаже Игорь Красоткин, давний друг юбилярши и «Галереи М».

Он уверен, что Валентине Петровой удалось выполнить очень важную задачу - показать широкой аудитории побережье Ледовитого океана, Арктику, где мало кому удается побывать, а ведь, по выражению Виктора Конецкого, это фасад России.

- Эту терру инкогнито, по моему мнению, лучше всего раскрыли три художника: Александр Борисов на рубеже XIX и XX веков, Рокуэлл Кент в первой половине XX века, а во второй его половине - Валентина Ивановна, - не шутя говорит Игорь Сергеевич. - И знаете, их судьбы даже легко соприкоснулись. Выставки Борисова проходили во всех европейских странах, и наконец в 1908 году он повез свои произведения в Соединенные Штаты, был принят президентом Рузвельтом. Совершенно уверен, что Рокуэлл Кент посетил эту выставку в Нью-Йорке. А когда увидел серию замечательных полотен, его потянуло на Север. Теперь мы знаем северные работы Кента. В свою очередь, он посетил Советский Союз в конце 50-х годов, в том числе город Сортавалу, где тогда жила Валентина Ивановна. Когда она рисовала этюд в парке, Рокуэлл Кент в сопровождении райкомовского работника подошел к ней полюбопытствовать. Она, правда, их вежливо отогнала от мольберта, не зная, что перед ней - любимый художник.

- Годы идут, у Валентины Ивановны появляются новые темы, меняется творческая манера, но все же полярные пейзажи меня волнуют и радуют больше всего. Кто она как художник? Примитивист? Да, возможно. Импрессионист? Возможно. Неисправимый романтик? Конечно, вне всякого сомнения! - добавил он, и аудитория одобрила такой искусствоведческий анализ.

«Полярная станция».

Дарить надежду

А Валентину Петрову «классификации» не слишком волнуют, ей важно другое - чтобы ее работы приносили людям радость. Автор определила свое творческое кредо так:

- Художник должен любить, любить и еще раз любить! Так говорил русский живописец Фальк. Иначе ничего не получится. Если ты со злобой будешь писать картину, она же будет фонировать на человека, а так она даже лечит. Нельзя рисовать, если ты больной, простуженный, например. Это же - как пластинка, там все записывается.

В планах Валентины Ивановны - написать портрет Виктора Боярского, директора музея Арктики и Антарктики. Еще один замысел - картина «Волна-убийца».

- Только в теплых тонах. В холодных уже есть, музей ее купил, - уточняет художница. - А теперь я решила как-то смягчить. Стараюсь, чтобы в каждой работе была надежда на лучшее, теплый лучик какой-то...