«Рожденные в огне» (6+) - фестиваль под таким названием пройдет в Мурманском городском выставочном зале 25 декабря. Впрочем, это даже не фестиваль, а настоящий праздник керамики, лэмпворка и фьюзинга. Он уже во второй раз соберет северных любителей лепить, жечь и запекать.

- Лэмпворк и фьюзинг - не ругательные слова, а художественные способы обработки стекла. Первый происходит на газовой горелке, второй означает запекание стекла в печке, - пояснила специалист по экспозиционной и выставочной работе зала Ольга Чехова. Мы встретились, чтобы поговорить о развитии керамики в нашей области и узнать о том, что ждет северян на празднике. Компанию нам составила гончарных дел мастер мурманчанка Наталья Панфилова.

Печь в телефоне

- Существует очень много вариантов работы со стеклом, ведь современный мир позволяет использовать огромное количество материалов и технологий. Мы можем сотворить совершенный космос чуть ли не на коленке, - сказала Наталья. - Слово «лэмпворк» для многих звучит непривычно, однако практически каждый слышал о венецианском, муранском стекле, которое также делается на открытом огне. Как правило, изделия, выполненные в данной технике, небольших размеров: фигурки, бусины, елочные шары. Хотя если у мастера есть большие горелки, то можно сделать бокалы, вазы.

- Как много в Кольском Заполярье людей, которые занимаются керамикой и стеклом?

- Мы живем на Севере, а он не так давно цивилизованно освоен, поэтому у нас не было в истории гончарных промыслов, как в южных регионах, - ответила Наталья Панфилова. - Мастеров у нас мало, но они очень интересные. Причем это как ремесленники, так и профессиональные художники. К сожалению, о них немногие знают: кто-то в гараже работает, у кого-то маленькая мастерская на заводике. Все по уголочкам. Очень хотелось бы собрать всех вместе, показать северянам, что люди умеют, что можно делать для дизайна интерьеров, который сейчас развивается. Если посмотрим тренды по России, сейчас актуальны камины, фонтаны из керамики. У нас тоже идет загородное строительство, люди украшают свои дома, участки, то есть это становится востребованным.

- Для обжига требуются печи, а это не всегда безопасно. Как мастера выходят из ситуации?

- Когда началось мое знакомство с керамикой, тоже в понимании были огромные туннельные печи, в которые загоняют вагонетки с вазами. Однако когда я приехала учиться мастерству, увидела рабочее место керамиста: знакомая многим школьная советская парта, рядом печка размером с микроволновку. Все уместилось на площади три квадратных метра. Сейчас есть печи, которые можно и в квартире ставить. Они маленькие, безопасные, определенным образом сделаны вытяжки. Да и материалов много безопасных, уже никто не использует свинцовые глазури, как раньше. Поэтому для работы кто-то снимает небольшие офисные помещения, у кого-то есть гараж, дача. Конечно же, необходимо соблюдать правила установки: сделать площадку, отступ от стен. Некоторые аппараты обладают программаторами более мощными, чем компьютеры, можно установить на телефон приложение и смотреть, в каком режиме работает печь.

Что можно сделать из куска глины

К сожалению, увидеть печь в действии пришедшие на праздник не смогут. На то есть объективные причины: помещения выставочного зала не отвечают необходимым требованиям, да и сам процесс создания керамического изделия весьма длительный.

- Полный цикл работ занимает в среднем две недели, - пояснила Наталья. - Сначала мы делаем работу, потом оставляем ее высохнуть, затем дорабатываем нюансы, зашкуриваем, шлифуем. До полного высыхания мы не можем обжечь работу, обычно на это уходит неделя. Если изделие крупное, то может и месяц потребоваться. Потом ставим наше произведение на сутки в печку, после чего достаем, покрываем глазурью и снова отправляем в печку. Если требуется, то и третий обжиг происходит. То же самое со стеклом. Да, его сушить не надо, но нужно подгонять каждую деталь, шлифовать, чтобы не было сколов. На празднике мы продемонстрируем базовый принцип лепки, покажем, что можно сделать из куска глины.

- А на чем специализируются наши мастера?

- Единого направления нет, - сказала Ольга Чехова. - Если говорить о представителях регионального отделения Союза художников, Вероника Вологжанникова в этом году провела месяц на академической даче Ильи Репина, где прошел большой мастер-класс для керамистов. Они сами выкапывали печи, делали разнообразные обжиги. Результаты работы сейчас на выставке в Новой Третьяковке, но мы надеемся, что они успеют приехать в Мурманск к нашему празднику. Вообще, когда что-то делает художник, это становится арт-объектом, используется больше для красоты. А самодеятельные мастера трудятся в основном над созданием утилитарных вещей, тех, которыми люди будут пользоваться. Как мы уже говорили, таких у нас в регионе немного, потому что это долго, дорого и много идет в утиль. Это же не просто слепил чашечку, покрыл, запек. Работа идет при высочайших температурах, глину может повести, глазурь может выдать другой цвет. Поэтому керамика - это как игра в русскую рулетку: не знаешь, что получится на выходе.

Подружиться с огнем

- Надо всегда закладывать что в стекло, что в керамику порядка 30 процентов брака, - сказала Наталья. - Были случаи, когда вместо красной глазури доставали фиолетовую: из-за того, что пары меди перелетели с одного изделия на другое. Или закрыл заслонку, меньше кислорода, пошли реакции. Если хочешь точный результат, необходимо сделать огромное количество пробников, потратить 90 процентов времени на образцы, проверки, на какой полке какая температура, насколько плотно или свободно заполнить печь, чтобы глазурь получилась такой, как задумано. Нужно повоевать с печкой, подружиться с огнем.

- А что вы чувствуете, когда достаете совсем не то, что планировалось?

- Удивление. На самом деле каждый керамист, когда в печи остается порядка 150 градусов, начинает подглядывать - кто с фонариком, кто зеркальце подсовывает... Начинается пляска вокруг печки, - ответила Наталья. - Еще бывает, что работы усаживаются. Мы можем сделать крупную работу, а достанем на 20 - 25 процентов меньше. В этом тоже специфика.

К сожалению, всего этого гости праздника не увидят, но мастера обещали подготовить фото- или видеоотчеты полного цикла работы с керамикой и стеклом. Хотя и без этого 25 декабря в городском выставочном зале будет интересно. В программу вошла ярмарка, в которой примут участие постоянно работающие мастера региона. Ожидается приезд Алеси Агеевой из Кировска, она много лет занимается керамикой, сейчас стала работать и со стеклом. Также приглашена специалист по витражам в технике тиффани Екатерина Куртекова из Североморска. Гости праздника смогут ближе познакомиться с мастерами, посмотреть выставку их изделий и посетить мастер-класс по керамике. Начнется мероприятие в 11 часов.