Центр для одаренных

Ровно два года прошло со времени предыдущего визита в Мурманск всемирно прославленного альтиста-виртуоза и выдающегося дирижера Юрия Башмета. И вот новая встреча, особенно долгожданная из-за пандемии, ворвавшейся в нашу жизнь в 2020-м.

В воскресенье в областной филармонии состоялся концерт ансамбля «Солисты Москвы» под управлением маэстро. Выступление коллектива открыло фестиваль «Мелодии Арктики», который проводится у нас с 2013 года.

Как рассказала журналистам перед началом концерта директор филармонии Виктория Чачина, заполярных любителей музыки в рамках фестиваля ждут встречи с замечательными музыкантами: в планах концерты ансамбля «Терем-квартет», Даниила Крамера и еще многие сюрпризы.

Сюрприз приготовил и Юрий Башмет. В ходе встречи с заместителем губернатора Еленой Дягилевой он выдвинул инициативу открыть в Мурманске на базе филармонии образовательный центр для одаренных ребят.

- Наших детей будут обучать именитые педагоги из Москвы и Петербурга, и это замечательно, - отметила Елена Дягилева.

Таких центров в стране 16. По словам Юрия Башмета, этот проект дает феноменальные результаты.

- Детям и подросткам нужна цель. Просто так, из-под палки тратить свое детство на то, чтобы часами стоять со скрипкой или сидеть у рояля, никто не захочет. А если есть конкурс, человек понимает, для чего он это делает и чем жертвует. Уже по ходу занятий у многих возникает и самодостаточный интерес - так часто бывает. Мы гордимся, что от нас выходят опытные музыканты, - пояснил маэстро.

Он сообщил журналистам, что и сам будет участвовать в учебном процессе во время гастролей в Мурманске. Это не может не радовать всех меломанов, поскольку означает, что визиты Юрия Башмета и его ансамбля станут у нас регулярными.

Венская троица и «русский немец»

Впрочем, нам и так грех жаловаться. Ансамбль, которому восторженно рукоплескали в полусотне стран на всех континентах, в Мурманске является не таким уж редким гостем. Причем у Юрия Абрамовича к нашей публике доверие особое. Как в прошлый приезд, так и в нынешний в программу входят произведения Альфреда Шнитке - композитора, музыка которого считается сложной для восприятия и понимания.

В концерте Шнитке «На троих» для скрипки, альта и виолончели с оркестром солировали Юрий Башмет (альт), Андрей Поскробко (скрипка) и Алексей Найденов (виолончель).

А до и после этого концерта «русского немца» Шнитке были исполнены два квартета - «Серьезный квартет» немецкого гения Людвига ван Бетховена, долго жившего в Вене, и струнный квартет ре минор «Смерть и девушка» Франца Шуберта, вся недолгая жизнь которого связана с австрийской столицей. Оркестровка обоих опусов для струнного оркестра выполнена еще одним великим венцем - Густавом Малером.

- Альфред Шнитке в свое время оказался под большим влиянием Малера - это слышно в его музыке, - так обосновал построение программы Юрий Башмет. - Он родился и жил в Советском Союзе, а потом в России, поэтому, конечно, впитал глубинные чисто русские проблемы. Но по языку и по смыслу он к Вене пронзительно близко обращался. Поэтому с Малером у него связь невероятная. А Бетховен и Шуберт - это гении, классики, что тут рассказывать! - улыбнулся маэстро.

По его определению, в программе вокруг Шнитке переплетаются гении Бетховен и Шуберт, преображенные Малером.

- Эта программа требует от слушателя концентрированной работы - и душевной, и мозговой, - убежден Юрий Башмет.

Заполярные слушатели не подвели

На концертах больших музыкантов мне приходилось бывать не раз, причем в престижных столичных залах. Публика, конечно, разная бывает. Даже в большом зале Московской консерватории не все знают, что между частями одного произведения аплодировать не принято.

Наша северная публика вела себя на выступлении «Солистов Москвы» безукоризненно грамотно. Даже бич всех концертов - кашель в зрительном зале - раздался всего раза три.

Очень тепло принял зал произведение Шнитке. Овация и крики «браво» стали закономерной наградой за высочайшее мастерство ансамбля и солистов. Музыка Шнитке и впрямь ни на что не похожа. Многие говорят, что ее не понимают. Не знаю, мне кажется, понимать следует теоремы в геометрии или физические законы, а музыку надо просто чувствовать.

А еще ее можно разгадывать как ребус. В концерте «На троих» звучит фантасмагорическое переплетение различных мелодий, вычленять которые и наслаждаться ими - увлекательная работа для слуха и ума.

Органное звучание струнных

Отдельного упоминания заслуживает сам звук. Ансамбль «Солисты Москвы» славится не только виртуозностью музыкантов. У этого коллектива какое-то невероятное мастерство звукоизвлечения. Камерный струнный ансамбль звучал, как король музыкальных инструментов - орган. Особенно это чувствовалось во время исполнения квартета Шуберта.

А уж когда сам Юрий Абрамович взял в руки свой любимый альт! Звук его инструмента в концерте «На троих» просто потрясает - густой, насыщенный, наполненный обертонами.

Свое фирменное звучание ансамбль с каким-то даже франтоватым блеском продемонстрировал, исполняя номер на бис. Зал чуть ли не застонал от восторга, по первым нотам узнав «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Гениальный хит всех времен и народов «Солисты Москвы» исполнили с неподражаемым изяществом и залихватским задором.

Музыкальный подарок другу

Напоследок Юрий Башмет подошел к роялю и бегло наиграл... «Happy birthday to you». Затем пояснил: в этот день исполнилось 75 лет его другу - выдающемуся скрипачу и замечательному человеку Виктору Третьякову. В честь этого события ансамбль подготовил небольшой музыкальный подарок - из Венгрии Башмету прислали ноты этой самой незамысловатой песенки, аранжированной под... чардаш!

Именно этой виртуозной музыкальной шуткой-сюрпризом и завершился незабываемый концерт великолепного ансамбля во главе с прославленным руководителем. Будем с нетерпением ждать новых встреч - а судя по всему, они не за горами.