Андрей Звягинцев приезжал в Мурманск всего на сутки. Переночевал в гостинице, утром сходил на экскурсию на атомоход «Ленин», а во второй половине дня стал участником конференции, которую организовал Мурманский арктический государственный университет. Там состоялась его творческая встреча со зрителями. Разговор длился полтора часа, говорили о кино, организации съемок, но больше всего, конечно, о «Левиафане» (18+) - фильме, который сделал его знаменитым и вызвал бурные споры. Зрительская аудитория разделилась: одни считали драму суровым, но правдивым отражением действительности, другие называли ее злым пасквилем на реальную жизнь.

- Министр культуры (сейчас уже бывший) тогда подошел ко мне, - рассказал режиссер, - и сказал: «Андрей, но ведь у нас в России так не пьют!»

Ткнуть пальцем в карту

Место действия фильма - Кольский полуостров. Некоторые кадры снимались в Кировске и Мончегорске. Но большая часть - в Териберке. Именно после «Левиафана»(18+) это маленькое, забытое богом село на краю света стало широко известно. А ведь любопытно, когда писали сценарий, никто и слыхом не слыхивал ни о какой Териберке.

- У нас не было сначала всей этой удивительной красоты, ни скал, ни океана, - поделился секретом Андрей Звягинцев. - По сценарию действие фильма проходит в каком-то заштатном городке средней полосы России. И мы, собственно, искали место съемки в 600 километрах от Москвы. Нас главным образом интересовала центральная площадь, где стоят административные здания. Ничего такого мы не нашли. А потом просто в гугл-мэп набрали «северные поселки» и натолкнулись на фотографии Териберки. По этим фотографиям мы поняли, что это здорово, и поехали туда наудачу.

Андрей Звягинцев - кинорежиссер и сценарист, обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей. Двукратный номинант на премию «Оскар». В том числе за «Левиафана» (18+). Говоря об этом фильме, он не раз заявлял, что это не документальное кино, не фильм-расследование, а художественный образ:

- Здесь было очень необычно и приятно снимать некоторые моменты в так называемый волшебный час, когда прямых лучей уже нет, солнце спряталось куда-то за гору и еще светло. В средней полосе этот период длится минут 35-40, а тут в полярный день можно было снимать часами. Когда мы отсматривали натуру в Териберке и облазили все эти берега Баренцева моря, возникла идея использовать эпизод с китом. Нам местный житель, который был нашим гидом, сказал: «Хотите посмотреть китов? Есть у нас тут одно местечко». Вот тогда-то и родился образ Левиафана.

Неприкаянная, непонятая

Назвать Териберку поселком контрастов можно ли? Наверное, в те времена, когда в ней снимали кино, - а это было уже почти 10 лет назад - так сказать было нельзя. Обычный поселок, каких тысячи в нашей стране, - полуразрушенные сараюшки времен первых пятилеток, некрашеные «хрущевки», разбитые дороги. Колорита добавляло море, но тоже своеобразного - ветхие деревянные причалы, ржавые остовы кораблей, выброшенных на берег много лет назад.

- Вспоминаю, как мы ехали к косе, где снимались финальные планы, и видели между морем и дорогой просто гигантскую свалку мусора! Слышал потом, что благодаря той популярности, которую принес селу фильм, тому притоку туристов со всего мира эту свалку убрали, - рассказал Андрей Звягинцев.

А потом начались контрасты - избушка, чьи стены просолены студеным морским ветром, который подуй посильней, и рухнет домишко, а рядом шикарный отель с панорамными стеклами; ресторан, где столичных туристов угощают крабами, ежами и прочими дорогущими деликатесами, а по соседству - поселковый магазин, и там в дни байкерских фестивалей заканчивается все пиво. Пара соток земли, обнесенных старым деревянным забором, и хозяин, который просит за них пару миллионов в надежде, что кто-то купит. А не купит - и бог с ним! И с каждым годом перемены все заметнее.

- Вы осознаете, что это после вашего фильма туда потянулись туристы и село начало жить другой жизнью? - прозвучал вопрос.

- Нет, это не ко мне вопрос, - ответил Звягинцев. - Фильм вышел, а через пару лет я узнал, что там прошел какой-то фестиваль музыки и еды. И дело покатилось. Остановить этот процесс, мне кажется, не в силах никто. Понятно, что на хайпе тут появилось много модных мест. Если там хорошо и вкусно кормят - это здорово, а если это просто инструмент прокачки и зарабатывания денег - досадно и обидно.

А в целом, в какой Териберке жить лучше, это надо спросить у местных жителей.

Загадка в каждом кадре

- Нет ли идеи снять продолжение фильма? «Левиафан-2», «Возвращение Левиафана»? - спросили у режиссера.

Звягинцев улыбнулся:

- Да, главный герой возвращается из колонии по УДО, а там отели, рестораны…

А потом добавил:

- Нет, я не очень люблю всевозможные продолжения, сиквелы. Мне кажется, что произведение содержит в себе, как шар, все, что должно в нем быть. Не вижу необходимости дальше эксплуатировать эту тему и что-то продолжать. Пусть история, что могло произойти дальше, сама зреет в головах зрителей.

Самоизоляция и вынужденный простой в съемочном процессе иногда идет на пользу. По крайней мере, такое случилось со Звягинцевым.

- У меня уже готова книга. Это будет фолиант о том, как снимался «Левиафан»(18+). Кадр за кадром (я теперь знаю, что их у меня в фильме 487!) я рассказываю, почему это снято так, а не иначе, открываю секреты съемочного процесса. Книжка, думаю, будет интересна и профессиональным режиссерам, и любителям кино.

- И презентацию, может быть, провести в Териберке? - предложили режиссеру.

- Почему бы и нет, - ответил тут же Андрей Звягинцев, - очень неплохая идея!