Не хлебом единым

Какая разница, какому богу мы поклоняемся и каким традициям следуем, если в обычной жизни все зависит от характера каждого человека, а не от его национальности или вероисповедания. В сложных ситуациях мы реагируем по-разному, как правило, это зависит от воспитания и натуры. А значит, что заложили в человека в семье, то и будет руководить им на протяжении долгих лет.

Такую мысль, на первый взгляд, вроде бы тривиальную, но по сути очень глубокую, затронул Шолом-Алейхем в цикле рассказов «Тевье-молочник». Кто-то знаком с этой историей по книге, кто-то видел одноименный телеспектакль с Михаилом Ульяновым в главной роли, кто-то - пьесу «Поминальная молитва» Григория Горина по этим рассказам в постановке Ленкома с Евгением Леоновым.

Ныне свою версию известной пьесы решили поставить и на мурманской сцене - актеры областного драматического театра перед закрытием творческого сезона подготовили для северян премьеру.

Действие разворачивается в начале XX века в украинской деревне Анатовке, в период усилившихся гонений на евреев. Там течет простая и мирная жизнь, где все герои - евреи, русские, украинцы - связаны обычными человеческими отношениями, несмотря на различия в традициях и вероисповедании.

Спектакль так и начинается: «В деревне Анатовке с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище... Таков обычай! Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда!.. Обычай!»

Режиссер Станислав Васильев.

Главные герои - семья Тевье-молочника, в которой пять дочерей. Старшие уже на выданье, но строят свою судьбу сами, порой даже вопреки воле отца, а ведь удачное замужество - единственный способ поправить материальное положение семьи. Как не раз заявляют персонажи, они не нищие, а бедные: в хозяйстве имеются две коровы и старая лошадь, которая может тащить телегу только с горки, если же дорога идет вверх, хозяину самому приходится впрягаться.

Впрочем, Тевье не считает обогащение главной целью - на тарелку борща он всегда себе заработает. Он хочет, чтобы семья была счастлива. Наверное, поэтому благословляет свою старшую дочь Цейтл на брак с бедным портным Мотлом, хотя до этого уже условился отдать ее зажиточному односельчанину, мяснику. Сам-то Тевье женился на своей любимой Голде вопреки воле ее родителей - те тоже мечтали о богатом женихе. Однако когда другая дочь молочника, Хава, решила связать свою судьбу с писарем Федей, отец разбушевался: причиной стали разные религии влюбленных. Он даже проклял свою дочь и запретил другим членам семьи общаться с нею.

Сложность - в простоте

Впрочем, и другие горести не заставляют себя ждать. Смерть любимой супруги Голды, лютая зима, а в конце и вовсе выселение евреев за черту оседлости... Но, как утверждает произведение, человек способен вынести все, какие бы испытания ни выпадали на его долю.

- Пьеса вроде бы очень простая, но в этой простоте есть своя сложность, связанная с личностью каждого человека. С тем, насколько он может открыть в себе терпимость и любовь, - рассказал главный режиссер театра Станислав Васильев. - Готовы ли мы отдавать свою любовь и отпускать своих детей с нею? Не удерживать - ведь как бы ни хотели, чтобы они хранили наши традиции и веру, жизнь меняется, у цивилизации свои правила игры. Дети создают свои семьи: кто-то с бедняком, кто-то с иноверцем, но по любви. Родители стремятся продолжить традиции, культуру, но понимают, что не могут им запретить любить. Что важнее: вековые обычаи или любовь собственных детей? Что важнее: культура или взаимоотношения? Вокруг этой истории все двигается, и, конечно, очень важно, чтобы и артисты осознали, что для них сегодня значит любовь, насколько эта тема вообще важна в наше время. Конечно, это непросто, все зависит от того, насколько откровенны можем быть прежде всего сами с собой. Надеемся, зритель примет спектакль. В «Поминальной молитве» основная тема - семейная, поэтому мы рассчитываем увидеть в зале именно семьи. С чем уходят дети? Дети Тевье потом идут по всему миру с любовью, потому что видят ее в своей семье.

Даже умирая, Голда заботится о своих детях.

В новой постановке задействована почти вся труппа театра, участвуют и мурманские студенты. Они рассказывают историю еврейского молочника из украинской деревушки на протяжении двух с половиной часов. Действие перемежает множество шуток, песен и танцев, в постановке нашлось место даже для музыкантов. Она получилась очень насыщенной - и по содержанию, и по оформлению.

- Нельзя сказать, что было очень сложно работать: замечательная пьеса, великолепнейший текст, насыщенный юмором, трагизмом, любовью, - сказал исполнитель роли Тевье актер Владимир Равданович. - Если сложить сценические психологические нюансы и собственное внутреннее ощущение, то роль получается. Важно не переиграть, не пережать, не изображать бесконечно внутренние страдания. Надо подходить к работе органично. Объем, конечно, большой, но мы справляемся. Танцы ставил известный мурманский хореограф Виктор Выдрин. В репетиционном процессе и рождается та самая сценическая свобода, когда уже не думаешь, куда пойти, что сказать, что сделать, - все происходит как бы само собой. Пьеса очень известная, в том числе и по постановке Ленкома. Это трогательная, волнующая история. Она светлая - хотя вроде бы в ней есть смерть, но и рождается новая жизнь.

Ближайший премьерный показ «Поминальной молитвы» состоится 21 июня, в день закрытия театрального сезона. Этим же спектаклем откроется и новый творческий год - такова традиция Мурманской облдрамы: заканчивать и начинать новой постановкой.