В хорошие руки

Как правило, работы художников хранятся у самих авторов, а также в музеях и частных коллекциях. Кандалакшанка Нина Снигур же предпочитает не оставлять у себя созданные произведения, а дарить - людям и храмам. Познакомиться с ее уникальным творчеством можно в Мурманском городском выставочном зале. То, чем занимается Нина Антоновна, действительно уникально, ведь она - единственный в Кольском Заполярье художник, работающий в технике ростовской финифти, росписи по эмали.

- Считаю, что при жизни нужно пристроить свои творения в хорошие руки, знать, что о них будут заботиться и бережно хранить, - рассказала северянка. - Сюжеты самые разные, черпаю их из окружающего мира, из жизни. Например, композиции интересны тем, что основаны на каких-то событиях, переживаниях. Очень нравятся произведения, посвященные старой Кандалакше и Кандалакшскому заливу. Делаю их на основе старых фотографий, гравюр. Хочу, чтобы люди узнавали наши места. Я сама занимаюсь организацией экспозиций в Кандалакше уже 24 года и, если честно, до конца не могла поверить, что мои произведения могут так органично вписаться в пространство выставочного зала. Они небольшие по размеру, созданы на различные темы. Но мурманский актер и коллекционер Алексей Макаров, с которым мы хорошо знакомы, смог убедить, что это возможно. И сейчас мне очень приятно видеть свои работы, собранные в одном помещении. Они же для меня как дети, так сложно рожденные.

«Кандалакшские легенды. Колокол»

- Счастлив, что идею получилось воплотить в жизнь, - сказал Алексей Макаров. - С Ниной Антоновной мы познакомились много лет назад в тогда еще Центре ремесел. Это очень скромный и очень талантливый человек, Художник с большой буквы. В творческой копилке Нины Снигур есть не только финифть. Ее работы, к примеру, виды Кандалакши, можно увидеть на сувенирных кружках, в гостинице.

Многие произведения художницы живут далеко: в Норвегии, США, Австралии, Новой Зеландии, Израиле... В Мурманске первым собирать коллекцию начал Сергей Куликов, у него хранятся 11 работ. У Алексея Макарова собрание внушительнее - 17 произведений. Финифти, написанные в разные годы и находящиеся в частных коллекциях северян, и вошли в экспозицию.

- Многоуважаемая Нина Антоновна, хотим сказать вам спасибо, ведь вы одарили нас бесценным даром: возможностью показать ваши работы мурманчанам, - сказала на торжественной церемонии открытия выставки директор выставочного зала Наталия Емелина. - В старину финифть приравнивалась к драгоценным камням, а сейчас считается живописью XXI века. Мы счастливы, что у горожан и гостей заполярной столицы есть возможность познакомиться с таким редким видом искусства, тем более что сюжеты и жанры произведений уникальны по своей сути.

К иконам - особое отношение

Финифть - это роспись по эмали. Работу пишут на металлической основе выпуклой формы. Если ее не сделать таковой, то при обжиге эмаль соберется в центре. На пластину автор наносит стекловидный порошок, который во время обжига при температуре 900 градусов растекается. Пластина становится белая, зеркальная. По такой сложно водить кисточкой.

Точечная техника.

Как правило, миниатюры исполняют на медных пластинах разных форм. Эта старинная техника первоначально использовалась для того, чтобы создавать религиозные произведения - иконы, складни и так далее. Нина Снигур предпочитает писать на стальных пластинах: медь - мягкий металл, может гнуться, поэтому подходит для произведений, небольших по размеру.

Техники исполнения могут быть разными - сюжеты более выписанные или нанесены точками. Последний способ весьма непредсказуем, поскольку художник не всегда знает, какой результат получится после обжига.

Те, кто собирается посетить выставку, должны быть готовы к длительному знакомству, ведь каждое произведение можно рассматривать довольно долго. В них привлекает и техника, и сюжет. К примеру, коллаж «Кандалакшские легенды. Колокол». Его можно назвать визитной карточкой родного города художницы. Нина Снигур изобразила там самые значимые и узнаваемые места и сюжеты: Кандалакшский залив, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенную в 1865 году и просуществовавшую до 1940-х годов. Там же и колокол, с ним связано множество легенд города, расположенного на юге Кольского полуострова.

Представлен в экспозиции и автопортрет. Правда, не в обычном его представлении, посетители не увидят крупным планом лицо мастера - придется его поискать.

Автопортрет-загадка.

- Четкая форма, овал, символизирует собой гармонию, а осколки, изображенные внутри - разбитость, то, что происходит со мной. И в одном из осколков я разместила свой профиль, - пояснила Нина Снигур. - Но особое отношение у меня к иконам. Одни писала на заказ, другие - по велению сердца. В 2017 году началось строительство часовни в Колвице. Я написала икону с ликом Николая Чудотворца, подарила владыке Симону, он одобрил. Но пока не получается ее повесить на храм, взяла ее на время для демонстрации на выставке.

Из созданных Ниной Антоновной икон около 20 размещены в разных местах, в том числе под открытым небом, над входами в храмы или на обетных крестах в Мурманске, Кандалакше, Полярных Зорях, Ленинске-Кузнецком Кемеровской области, селе Варзуга, поселках Белое Море, Зеленоборский, Алакуртти и на острове Шалим, расположенном в Ура-губе, на кресте в Порт-Владимире.

Как замечает художница, технология финифти позволяет работам находиться на улице, причем много лет. Так, икона на приходе Святого Иоанна Предтечи в Кандалакше висит уже лет десять. Не первый год икона Снигур украшает и вход в мурманский Спас на Водах.

- Ее подарил храму отец Митрофан, ныне митрополит Мурманский и Мончегорский, а тогда он был настоятелем в Варзуге, - сказала автор. - Когда заканчиваешь писать икону, возникает чувство выполненного долга. А потом до слез приятно видеть свои творения в храмах.

Экспозиция работ Нины Снигур работает до 4 июня в выставочном зале по адресу: ул. Октябрьская, д. 22.