Золотой Иван Иваныч - так раньше уважительно называли самовар. Конечно, сделан он был не из золота, а из меди. Просто хозяева начищали это приспособление для кипячения воды до блеска, и казалось, что оно сверкает ничуть не хуже изделий из драгоценного металла.

Родом не из России

В разных областях России название самовара разнилось. К примеру, по-ярославски оно звучит как «самогар», по-курски - «самокипец», по-вятски - «самогрей». Самое же распространенное название, конечно, самовар. Возле него за накрытым столом собирались семьи, компании и чаевничали.

Казалось бы, самовар - исконно русский предмет, символ нашей страны наряду с матрешкой и балалайкой. Ан нет. На Руси он появился гораздо позднее, чем в других странах. Еще в Древнем Риме в ходу были устройства для подогревания напитков, одно из самых известных - аутепса, от слов «само» и «кипятящий».

Приборы подобного типа использовались также в Китае и Японии - хого и цибати, в которых кипятили воду, варили пельмени и супы. Они имели все основные признаки самовара: объединенные в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Во время археологических раскопок в Азербайджане были найдены подобные приборы возрастом не менее 3600 лет, только глиняные.

Каргопольская игрушка - кумушки беседуют за чаем.

В России о самоварах узнали в XVIII веке. По одной из легенд, диковинную конструкцию привез из Голландии Петр Первый, однако историки настаивают, что они появились спустя полвека после его смерти.

За право называться родиной самовара соперничают Тула и Урал. Скорее всего, у последнего больше прав, поскольку в документах 1740 года упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А первое упоминание о тульском самоваре историки нашли лишь в 1746-м.

Однако так ли важно, где именно их стали делать? Главное ведь, что пусть и в другом обличье, работающий не на дровах, а на электричестве, этот прибор дожил до наших дней. И даже если из него сейчас не пьют чай, то где-нибудь на шкафу, в кладовке или другом месте он хранится практически в каждой семье.

Для красоты и настроения

Познакомиться с историей самовара, увидеть, какими они бывают, можно в Культурно-выставочном центре Русского музея. Экспозиция так и называется - «Самовар Иван Иванович». Здесь представлены экспонаты из собрания музея и частных коллекций.

Ольга Евтюкова: «Раньше было положено иметь самовар в каждой семье».

- Большинство экспонатов созданы в советский период. Но формы самоваров дореволюционные - мастера не стали изобретать велосипед, - рассказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Раньше было положено иметь самовар в каждой семье. Поэтому их дарили на дни рождения, свадьбы, делали памятные гравировки. Да, можно кипятить воду в чайнике, но с самоваром создается совершенно иное настроение, даже если он стоит на столе просто как аксессуар.

Проникнуться атмосферой чаепития помогают не только предметы, выставленные в витринах, но и картины Андрея Яковлева. Так, полотно «Яблочный спас» представляет собой натюрморт, но он, как и все его собратья, говорит о присутствии человека. Автор и его супруга были очень увлечены пушкинской эпохой, поэтому на картине мы видим букет, самовар, изящную фарфоровую чайную пару и стакан с подстаканником - сразу понятно, что за столом сидели мужчина и женщина, которые на минутку вышли. Оживление создают бабочки и птички. Кажется, если вглядеться в изображение, можно услышать шум деревьев, жужжание пчел.

Расписной дефицит

Однако вернемся к самоварам. Они бывают разной формы - от классических в виде амфоры с поднятыми вверх ручками до круглых. И те, и другие есть в выставочном зале. Также там имеется несколько расписных самоваров.

За таким расписным прибором приходилось побегать.

- В 80-е годы прошлого века был поставлен эксперимент по совмещению декоративно-прикладного искусства и промыслов, - продолжила Ольга Александровна. - Например, переносить узоры одного промысла на предмет другого. Так и появились расписные самовары, за которыми люди буквально бегали по магазинам. Или другой вариант. Посмотрите на витрину, где представлены дымковская и каргопольская игрушки из наших фондов. Парочка, расписанная в дымковских традициях, пьет чай, дама в руках держит заварной чайник, на столе лежат баранки. В каргопольской композиции две кумушки решили обсудить что-то за чаем. И таких примеров множество.

В отдельной витрине стоит не очень большого размера самовар. Он привлекает внимание не только своей прозрачной стеклянной крышкой, но и непривычной конструкцией. Это так называемый походный самовар, рассчитанный на две чашки. Вода в нем закипает не при помощи разведения угля, а на спиртовке. Его запросто можно было брать с собой в поездки или на природу. Создан этот предмет в торговом доме Феодосия Золотова в Санкт-Петербурге в начале ХХ века.

Выставка «Самовар Иван Иванович» работает до 30 июня по адресу: улица С. Перовской, дом 3.