Точки, линии и пятна - вот главные составляющие произведений художников. Особенно это касается графики. Познакомиться с нею поближе можно в Культурно-выставочном центре Русского музея на экспозиции, которая так и называется - «Точка. Линия. Пятно». В зале представлены произведения из фондов Мурманского областного художественного музея.

Тайны объема

- Графика - это разновидность изобразительного искусства, где изображение создается с помощью линий, штрихов, пятен, точек, а также тональных нюансов, которые они образуют, - рассказала хранитель музейных предметов Оксана Третьякова. - В отличие от живописцев художники-графики могут создать объемное изображение, работая только с одним цветом. Представленные на выставке графические листы выполнены в разных техниках: карандаш, уголь, акварель, пастель, различные виды гравюр. Здесь собраны работы художников разных графических школ: московской, ленинградской, а также произведения мурманских авторов.

Кирин М. А. «Ловозерские тундры», 1981 г.

Как считают специалисты, точка как акцент на плоскости может создать фактурный фон, придать объем, создать нужное впечатление от пространства в плоскостной композиции. Это хорошо видно на произведении «Портрет молодой женщины», созданном неизвестным автором в середине XIX века. На этом листе можно хорошо рассмотреть точку как элемент, ведь именно она в огромном количестве составляет изображение.

Сергиенко А. А. «Художник и модель», 2001 г.

Линия же не только выявляет границы предмета, но и является средством выражения чувств и переживаний художника. В линии всегда заложено больше движения и эмоций, чем в других выразительных средствах. Немалую роль в создании композиции играет и пятно. Оно может быть разным по насыщенности, цветовому фону. Используя различные сочетания, силуэты и расположения различных по размеру и форме пятен, художник может зрительно изменить пропорции и формы силуэта.

Разные школы - разные техники

В первой части экспозиции посетители могут увидеть произведения московских авторов. Один из самых известных - Владимир Фаворский, оформлявший произведения наших классиков. Он создавал в основном линогравюры. Это вид высокой печати: изображение сначала вырезают на линолеуме, мягком податливом материале, а затем под давлением отпечатывают на бумаге. Линогравюра относится к печатной графике, которую можно тиражировать, издавать во множестве экземпляров.

Неизвестный автор. «Портрет молодой женщины», 1854 г.

Еще один представитель московской школы - Иван Павлов. На выставке представлены две его цветные линогравюры. «Старая Москва», созданная в 1947 году, показывает нам мирную картину: дома, людей, повозки, летающих птиц. А по соседству - совсем другая столица: «Москва в дни войны», отпечатанная в тот же период. Сюжет более суровый, повозки на дороге сменили танки, стоят напряженные люди.

В следующей части экспозиции собраны работы представителей ленинградской школы. Среди них - Владимир Ветрогонский.

- Он создавал изображения при помощи линий - резких, мягких, обтекаемых, - продолжила хранитель. - Рассмотреть их внимательно мы можем на картине «Андрей», это портрет сына художника. К слову, он пошел по стопам отца, и на противоположной стене представлена его работа «На мосту. Микс». Она выполнена в иной технике: пастель с использованием цветовых акцентов.

Ветрогонский А. В. «На мосту», 2014 г.

Другой автор ленинградской школы - Георгий Верейский. Он создавал в основном портреты. Во время работы старался познакомиться с моделью поближе, узнать ее характер, чтобы затем передать его на листе. В фондах областного художественного музея хранятся его портреты Корниловой и дочери художника Босулаева.

График Борис Власов предпочитал технику автолитографии. «Литос» в переводе с древнегреческого означает камень. Именно с его плоской поверхности изображения переносят на бумагу, поэтому данная техника относится к плоской печати.

Ветрогонский А. В. «Андрей», 1970 г.

Не чужды графики и мурманские авторы. Многие из них окончили ленинградские учебные заведения и, приехав на Север, приобрели свои черты в творчестве. Например, Михаил Кирин нередко использовал много цветных элементов. Это видно на его пастельных листах «Ловозерские тундры» и «Рождение кижанки». Не ограничивался одним цветом и Николай Ковалев, чьи работы украшают многие литературные произведения. На выставке представлено несколько работ художника, в том числе «Скалы в лесу» и «Быстрая речка».

Никита Духно использовал собственную авторскую технику, нанося изображение на тонированную бумагу. Посетители увидят это в серии «Зимние» цветы». Виталий Бубенцов не изменил любимой морской тематике и в графике. На выставке представлены его листы «Перегрузка рыбы» и «В машинном отделении», созданные пером и тушью в 1974 году.

Познакомиться поближе с графическими работами можно в Культурно-выставочном центре, расположенном по адресу ул. С. Перовской, 3, до 10 октября.