Отправившись на рыбалку или за грибами, житель Полярных Зорь Игорь Грустнев возвращается не только с дарами природы, но и с идеями будущих картин. Именно с идеями, поскольку стопроцентного соответствия его картин конкретным северным пейзажам вы не найдете. И это не прихоть автора, просто так сложилось.

Судьба вернула в «лирики»

«Пиренга. Богатый улов», 2020 г.

Мы встретились в Культурно-выставочном центре Русского музея, где ныне работает его выставка.

- Мог родиться в Североморске, где служил отец, но мама решила уехать к бабушке на Урал, в деревню Архипово Пермской области. Там я и появился на свет. Впрочем, через два месяца мы вернулись во флотскую столицу, - рассказал Игорь Александрович. - После демобилизации отца переехали в Подмосковье. В то время физики победили лириков, все парни мечтали стать технарями. Я не был исключением и поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, однако по состоянию здоровья учиться в нем не удалось. Тогда вспомнил, как школьником ходил в изостудию при доме пионеров в Североморске, делал успехи...

Чтобы подготовиться к поступлению в вуз, он занимался на курсах при Суриковском институте в Москве, после чего отправился в Ленинград и поступил в Мухинское высшее художественно-промышленное училище - сейчас это академия имени Штиглица. По распределению поехал в Полярные Зори, руководил группой эстетики на Кольской АЭС. Этот коллектив многое сделал для города и предприятия. К примеру, Игорь Грустнев создал 57 квадратных метров мозаики в детском саду, расписал кинотеатр, аптеку, столовую. Ничего из этого, к сожалению, не сохранилось. Занимался и архитектурными проектами. Некоторые можно увидеть и сейчас: фасады одного из торговых центров, кафе и магазинов.

Потом он вернулся в Северную столицу, трудился в архитектурном бюро «Литейная часть», но из-за очередного кризиса работы не стало, и он вновь поехал в город атомщиков, стал преподавать в детской художественной школе. А в прошлом году вышел на пенсию.

По подсказкам природы

- Пробовал разные техники и жанры, но в последнее время отдаю предпочтение пейзажам, - сообщил художник. - Заметил, что современные авторы стараются придумать что-то новое, необычное, но ведь все уже было. А вот северные пейзажи пишет не так много художников. Я ведь сам большой любитель природы, леса, рыбалки. Бывает, увиденное сильно впечатлит, но сразу за мольберт не встаю - идею вынашиваю долго. Этюды пишу редко, сначала в основном набираюсь впечатлений, думаю, представляю и только потом переношу на полотно. Например, картина «Хибины близко». Пришел туда рыбачить и увидел редкое природное явление. Вроде бы оно называется рефракцией. Это когда горы кажутся близко-близко, хотя между нами не один десяток километров. Стал думать над сюжетом, представлял разные времена года, собирал различные фрагменты, и в итоге получилось то, что публика может увидеть в музее.

В таком методе работы Игорь Грустнев «винит» свое образование. По диплому он художник-архитектор. А людей этой специальности отличает то, что им приходится придумывать облик здания, которого еще нет. Для этого требуется богатое воображение.

- Это помогает мне писать пейзажи без этюдов, - пояснил Игорь Александрович. - Мне запомнились слова Врубеля о картине, на которой он изобразил Венецию. Сам он там ни разу не был. И потом говорил: «Вы никогда не сможете найти такой вид, ведь я рисовал по открыткам». Так и у меня получается. Посмотрите на прекрасный вид Бабинской Имандры. Это около Лысой горы, прекрасное место. Сам пейзаж я зарисовал, чтобы потом воспроизвести пространство, соразмерность островов и других деталей, а первый план придумал.

Понять краски Севера

«Озеро Ламбушка», 2019 г.

В картинах Игоря Грустнева впечатляют не только красоты природы Кольского края, но и удивительные цвета неба и воды. Художник поделился своим секретом:

- Главное, чтобы было соответствие тональности. Если в этом наврать, пейзаж не получится достоверным. Я был очень сильно поражен в этом отношении, когда практически жил в зале Серова в Третьяковке. Рядом с его прекрасными работами стояли столы, покрытые тканью. Однажды я ее приподнял и увидел, что там лежат этюдники Серова, на которых всего три мазка, передающие цвета: небо, средний план и нижний. Вернувшись из средней полосы, сначала я не мог писать пейзажи, ничего не получалось. Стал ходить на этюды в разные времена года, запоминать соотношения неба и земли. Так и понял северный пейзаж.

Помогают автору и другие источники - фотографии, работы других живописцев, Интернет. Так, полотно «Озеро Ламбушка» он написал после того, как сходил с друзьями за форелью. Заметил, что в небольших водоемах рыба-то и водится. Само озерко он смог без труда изобразить на полотне, а вот карликовые березы, коих вокруг большое количество, вызвали трудности: необходимо было изучить детали, чтобы передать характер дерева, расположение веточек, показать, как оно растет.

Картины первой свежести

«Зимовье», 2020 г.

Похожая история случилась и с соснами. Однажды Игорь Александрович заметил, что они в его произведениях получаются одинаковыми. Как признается, рассердился на себя, взял блокнот и пошел в лес. Зарисовал порядка сотни разных сосен - росших на болотах, на сопках, в лесу. И потом использовал эти изображения в других картинах.

- В свое время много занимался акварелью, выставлялся, работы продавал, и в итоге у меня практически ничего не осталось. Поэтому хочу сейчас вновь заняться этой техникой, - поделился планами художник. - На пенсии могу полностью посвятить себя творчеству. Дело в том, что пишу обычно за один присест: если начал, надо обязательно закончить. Если возвращаешься к картине через несколько дней, конечно, тебе уже все не нравится, начинаешь переделывать, в конце концов замучиваешь ее так, что она становится «сухой». Иногда такую просто забрасываешь. А если писать по впечатлениям и не отходить от холста несколько дней, то выходит свежая работа.

Вот такая интересная судьба художника, непростой, но богатый творческий путь, своеобразный подход к работе.

- Открытие выставки Игоря Александровича - радостное событие и для нас, и для художника, - сказала специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея Валентина Бредникова. - Ее мы планировали открыть год назад, к юбилею автора. Однако пандемия внесла свои коррективы, и выставка прошла в онлайн-формате. Сейчас ситуация изменилась, и мы наконец-то можем вживую проникнуться творчеством нашего земляка.

Гости музея увидят бескрайние просторы Белого моря, белые ночи Терского берега, суровые и загадочные Хибины, каменистые берега быстрых рек. В картинах преобладают светлые тона, убедительно передается световоздушная среда.

Выставка работает до 27 июня.