За каждой картиной - история

Более полусотни экспонатов, и почти все они носят одно и то же название или хотя бы часть повторяется. Вы скажете, что это некрасиво, но не в данном случае: и тематика, и содержание выставки вполне оправдывает такой подход. Мы говорим об открывшейся недавно в культурно-выставочном центре Русского музея экспозиции «Мурманск». Посетители увидят произведения, созданные в жанрах живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

- Выставка приурочена к 105-летию заполярной столицы и позволяет увидеть историю развития нашего города, - сказал на церемонии открытия ведущий специалист областного министерства культуры Владислав Кучиев. - Самая ранняя картина, представленная в зале, 1922 года. Благодаря творчеству художников, мы можем посмотреть, как строился и развивался Мурманск, увидеть места, знакомые многим.

Анастасия Береза. «Дорога домой».

- Собрание областного художественного музея обладает обширной коллекцией произведений на эту тему, - взяла слово заместитель директора музея Ирина Костянова. - Среди художников, запечатлевших город, есть те, кто здесь родился, а также те, кто проникся атмосферой и остался жить и работать на Севере. И у каждого автора свой Мурманск: красивый, угрюмый, суровый, трогательный... На выставке широко представлен городской пейзаж, создающий живую атмосферу повседневности. Уверена, гостям будет интересно познакомиться с видами Мурманска, ведь некоторые уголки видели только наши дедушки и бабушки.

Для экспозиции сотрудники музея выбирали самые значимые, самые выразительные произведения. Они созданы художниками разного поколения, в разной манере и технике, но объединяет их интерес и любовь к столице Заполярья. Зрителю представится уникальная возможность посмотреть картины, по-разному отображающие столицу Кольского Севера: он предстает то холодным и суровым, то теплым и солнечным, здесь и окраины, и центр. Он узнаваем и любим художниками.

Яков Комшилов. «Мурманск».

- Во время знакомства с выставкой поймала себя на мысли, насколько разный Мурманск, - поделилась впечатлениями председатель мурманского отделения Союза художников России Мария Михайленко. - Каждый художник уникален и самобытен, и выставка это прекрасно отображает, Мурманск звучит по-разному.

Самый масштабный экспонат выставки - гобелен «Арктика» Виктории Зубицкой. Он был создан в начале 80-х специально для мурманской областной пожарно-технической выставки, а совсем недавно гобелен поступил в фонды музея - это подарок регионального управления по делам ГО ЧС и ПБ.

- Для вдохновения автор выходила в море на борту атомного ледокола «Арктика», - пояснил начальник управления Павел Кропачев. - С 1983 по 1990-й панно находилось на пожарно-технической выставке, при реконструкции было снято и помещено на хранение, где и оставалось до недавнего времени. Гобелен пережил трудные 90-е, не потерялся. И мы приняли решение передать этот предмет исторической и художественной ценности в фонды областного художественного музея. Сотрудники провели восстановительные работы, и сейчас панно украшает выставочный зал.

Игорь Клюшкин и его «Осенний футбол в Мурманске».

Знакомое и незнакомое

Кроме гобелена жители и гости заполярной столицы увидят работу Анастасии Березы «Дорога домой», на которой автор изобразила идущую вверх деревянную лестницу с множеством пролетов. Полотно Виталия Бубенцова «Солнце Арктики» открывает прекрасную перспективу на центр города: портовые краны, гостиницу «Арктика». «Сентябрь» Сергея Чеботаря перенесет посетителей в осенний Мурманск: несколько человек под дождем на остановке в ожидании автобуса. Это же время года и на картине Никиты Духно «Осенний вечер»: на дороге между домов яркие желтые и оранжевые пятна - то ли опавшие листья, то ли ягоды рябины.

«Весенний вернисаж» Владимира Кумашова в его традиционной манере показывает нам здание художественного музея и сквер на улице Ленинградской. Николай Ковалев написал картину «Улица Полярные Зори». Хотя это может быть и любая другая, ведь четких опознавательных знаков нет: художник изобразил довольно схематично дома, огромные сугробы снега, по которым пробирается человек, чуть поодаль - автобус с включенными фарами.

Виктория Зубицкая. Гобелен «Арктика».

Совсем другие краски на холсте Арви Хуттунена «Вечер на рейде»: залив, на который опустился туман, но не белый, а с яркими переходами от желтого к зеленому. Другая картина с сочными красками - «Осенний футбол в Мурманске» кисти Игоря Клюшкина.

- Я много лет работал в Кировске, в Мурманске никогда не жил, - рассказал художник. - Но сама атмосфера города какая-то мистическая. Мурманск обладает своей аурой, недаром это последний город империи. Даже если уезжаешь, все равно невозможно оторваться. Вот и я каждый год возвращаюсь сюда.

Лев Шиповский. «Мурманск».

Как мы уже говорили, самая ранняя картина выставки написана в 1922 году. Почти век назад ее создал Яков Комшилов и назвал «Мурманск». Автор не был профессиональным художником, работал прокурором, а в свободное время ходил по городу, делал зарисовки, наброски карандашом. Благодаря его графическим работам мы можем видеть, как строился проспект Сталина (ныне Ленина), первые каменные дома. В экспозиции же представлено его живописное полотно.

Активное строительство города мы видим на полотне Льва Шиповского «Мурманск» 60-х годов прошлого века.

О каждой картине можно говорить много и долго. Но лучше прийти на выставку и увидеть все своими глазами. Экспозиция работает до 26 декабря.