«Г. А. В. Траугот» - такое необычное название носит экспозиция, открывшаяся в Культурно-выставочном центре Русского музея. Необычным оно покажется тем, кто не слишком близко знаком с отечественным изобразительным искусством вообще и ленинградской школой в частности.

Встреча с героями сказок

Остальным сразу же станет понятно: «Г. А. В. Траугот» - это творческий псевдоним троих художников, Георгия и его сыновей, Александра и Валерия Трауготов. Дело в том, что иллюстрации к первым книгам задумывались и создавались братьями совместно с отцом, отсюда и коллективное имя. Эта аббревиатура является своего рода символом для целого круга ленинградской творческой интеллигенции. Это стало серьезным художественным явлением в искусстве и жизни города на Неве. Александр Траугот использует псевдоним и сейчас.

В большом зале посетители увидят более 40 живописных и графических работ, созданных двумя поколениями этой семьи. Экспозицию дополняют книги, предоставленные областной детско-юношеской библиотекой имени Валентины Махаевой: произведения Шекспира, «Сказки Вильгельма Гауфа» (6+), «Сказки братьев Гримм» (6+), «Стойкий оловянный солдатик» (6+) Ганса Христиана Андерсена и другие. Увидев эти издания, гости музея поймут, что и раньше были знакомы с творчеством художников, просто не знали об этом.

- Расскажу вам трогательную историю. В детстве мне подарили книгу Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» (0+). Меня потрясло и само повествование, и иллюстрации, выполненные Трауготом, - поделилась воспоминаниями директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Эти работы покорили меня настолько, что все время помнила о фантастическом авторе иллюстраций. Как потом выяснилось, это целая семья художников Траугот. И вот, по счастливому стечению обстоятельств, в Мурманск приехали произведения двух поколений этой удивительной творческой семьи. Это чудо, большая удача. А помог этому чуду свершиться коллекционер из Апатитов Александр Зайцев, знакомый с авторами. Именно с его легкой руки мы встретились с Александром Георгиевичем, хранителем традиций всей семьи, и договорились об экспозиции.

Кстати, накануне в Государственном Русском музее тоже открылась их выставка, но посвященная книжной графике. А в стенах нашего музея посетители могут познакомиться с другими направлениями творчества Г. А. В. Траугот. Впрочем, северяне увидят работы не только троих художников, чьи имена скрываются за псевдонимом. В экспозицию также вошли картины Веры Павловны Яновой - супруги Георгия Николаевича и матери его детей.

«Без названия». Начало 2000-х.

- Когда мы беседовали с Александром Георгиевичем, он сказал, что очень хочет показать работы и своей матушки, - продолжила Ольга Александровна. - Ведь, пока она была жива, не состоялось ни одной ее выставки. Так Вера Янова сама решила. Она не вступала в Союз художников, была автором, свободным в манере письма, колорите, выборе сюжетов. Особое место в ее творчестве занимает серия ликов. Часть из них представлена на выставке. Исследуя творчество Яновой, многие говорят, что на портретах родных, близких, тех, кто смог вернуться после войны с фронта, из эвакуации, заточения, только молодые лица. Они оказываются вне времени. Это проявление особого отношения автора к миру.

Когда в Ленинграде взошло солнце

Первыми в большом выставочном зале северяне увидят картины главы семьи - Георгия Николаевича. Большая часть полотен показывает нам виды Северной столицы, однако есть две работы, размещенные отдельно. Они наверняка заинтересуют многих - это «Рудник в Кировске» и «Лодки», написанные, предположительно, в Мурманской области.

«Валдай. Лодка с сетью». 1940 г.

- Ленинград - родной город для двух поколений этой семьи, поэтому вполне естественно, что он занимает особое место в творчестве, - рассказала Ольга Евтюкова. - Кроме того, северяне могут увидеть картины, созданные во время блокады. Мама со старшим Александром провели все 900 дней в осажденном городе, а маленького Валеру отправили в эвакуацию. Георгий Николаевич воевал на фронте, но часто приезжал к своим родным. Как было написано в семейных дневниках, когда стало совсем плохо, умерли родители Яновой, она с Александром пошла пешком через весь Петербург, с Большой Пушкарской, где жила семья, до Рыбацкого. Вела его в госпиталь, где работала сестра мужа, известный врач Наталья Траугот. Было решено, что тетя представит Шурика своим сыном, чтобы мальчика поставить на довольствие. И пока тот находился в госпитале, помогал по мере своих сил, мама, несмотря на все сложности, продолжала рисовать. Все питерские художники тогда рисовали, поскольку не могли не запечатлеть город - печальный, погибающий, но очень стойкий и выдержавший испытание. Посмотрите внимательно на картины, которые представляют Ленинград. В 1945-м он становится светлым, в нем появляется солнце.

«Малая Нева». 1945 г.

Кисти Георгия Николаевича принадлежат полотна «На Неве», «Ленинград. Успенский переулок», «Канонерка у Зимнего дворца», Веры Яновой - «На набережной», «На Фонтанке. Похороны», «Городской пейзаж» и другие.

«Красный дом». Начало 2000-х.

Манера письма у четверых авторов разная. Однако они считали, что стержнем семьи, этого маленького объединения художников, как назвал их Александр, со своим уставом и правилами, являлся Георгий Николаевич. Сыновья же были мостом, который соединял старшее поколение с миром. Это была закрытая семья, которая впускала к себе только своих людей, которые приходили не просто попить чаю, а поразмышлять об искусстве, о живописи. На самом деле, оказавшись в мастерской, о другом говорить невозможно.

«Девушка с попугаем». 1970 - 1990 гг.

Почти половина экспонатов выставки подписана Г. А. В. Под этим авторством мы видим три картины, посвященные роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (16+), а также портреты милого полненького и кудрявого Санчо на осле и Дон Кихота с двумя лицами, как римского бога Януса, на лошади. Еще одно произведение - «Без названия (На смерть брата)». Александр Траугот изобразил лежащего Валерия, над которым парит Иисус, а по бокам стоят двое простых смертных.

«Мастер и Маргарита». Начало 2000-х.

Эти и другие картины северяне могут увидеть в Культурно-выставочном центре Русского музея до 13 марта.