- Арктическое направление - в числе ключевых приоритетов деятельности Морской коллегии. Последние лет пять буквально каждый год одно из ее заседаний мы обязательно посвящаем этому вопросу, - сообщил председатель коллегии, вице-премьер правительства России Сергей Иванов, выступая в минувшую субботу на выездном заседании Морской коллегии в Мурманске.

В повестке дня заседания значилось два вопроса. Первый - о ходе реализации основ государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Второй - о ходе реализации инвестиционного проекта «Развитие Мурманского транспортного узла».

Исследования плюс сотрудничество

В освоении Арктики на первый план сегодня выдвигается интеллектуальное, исследовательское присутствие. Практический шаг к этому - высокоширотная арктическая экспедиция, которая стартовала из Мурманска в минувшую субботу.

Впрочем, исследования в Арктике не ограничиваются только полярной станцией. Год назад Морская коллегия приняла решение о необходимости снаряжения экспедиции вдоль хребтов Ломоносова и Менделеева для обоснования российской заявки на юридическое закрепление внешней границы отечественного континентального шельфа.

- С 27 июля эту работу выполняет научно-исследовательское судно «Академик Федоров» в сопровождении атомного ледокола «Ямал». Судно оснащено самым современным оборудованием. Работы еще предстоит много. На будущий год запланирована повторная экспедиция. Все необходимые финансовые ресурсы выделены. На два года - порядка полутора миллиардов рублей, - отметил Сергей Иванов.

Выступая по первому вопросу, заместитель министра регионального развития РФ Сергей Юрпалов подчеркнул: необходимо определить в арктической зоне 7-9 опорных точек, где бы все ведомства (таможня, моряки, рыбаки, МЧС и так далее) могли решать комплексно свои вопросы. При этом следует работать в тесном контакте со всеми государствами региона.

- Говоря о российских интересах в Арктике, мы не монополизируем права на ее богатства, - отметил Сергей Иванов. - Напротив, наша цель - выработка приемлемого для всех полярных стран режима освоения и использования имеющихся ресурсов. В современных геополитических реалиях крайне необходимо умение переводить потенциальные конфликты в совместные, коллективные действия при безусловном уважении суверенных прав той или иной страны.

В качестве образца подобной политики он привел недавнее подписание в Мурманске российско-норвежского договора о разграничении морских пространств.

Инвесторы выстроились в очередь

России нужны новые современные океанские порты. Это аксиома. Но мест для развития глубоководных незамерзающих гаваней, имеющих прямой выход в Мировой океан, в стране только два: Дальний Восток и Мурманск. Не случайно столь пристальное внимание Морская коллегия уделяет нашему порту.

Уже сейчас он показывает весьма неплохие результаты. Так, в кризисном 2009 году объем грузооборота вырос на 30 процентов и составил 36 миллионов тонн. За 8 месяцев текущего года порт перевалил 26,5 миллиона тонн грузов. И это дает основание предполагать, что прошлогодний результат будет перекрыт. Есть у порта и весьма реальные перспективы для дальнейшего развития. Но пора, как было подчеркнуто на коллегии, от теории переходить к практике.

- Все необходимые принципиальные решения по поводу создания здесь нового крупного транспортного узла уже приняты. В правительство внесен проект постановления о создании в Мурманске особой экономической зоны портового типа. Как только оно будет подписано, а я рассчитываю, что это будет сделано в ближайшее время, Мурманский транспортный узел получит все необходимое для создания такой зоны на основе государственно-частного партнерства, - сообщил Сергей Иванов.

Эта тема была продолжена на встрече вице-премьера с губернатором Дмитрием Дмитриенко, прошедшей после совещания.

- Мы полностью готовы к осуществлению проектов - с точки зрения подготовки всех документов, энергетики, резервирования земель, - подчеркнул глава региона. - Мы ждем инвесторов, и они тоже готовы. Подписание документов позволит значительно улучшить инвестиционный климат, повысить преимущества областных предприятий в отношении участия в тендерах по Штокмановскому проекту.

На западный берег Кольского залива планируется перенести нефтеналивные грузы и уголь. Частные инвесторы, готовые вкладывать деньги в развитие порта, уже буквально выстроились в очередь. Это и угольщики, и рыбопереработчики, и производители минудобрений, и даже Объединенная судостроительная корпорация.

- Самое главное в экономике Мурманской области - это транспорт, - отметил Сергей Иванов. - Вокруг этого в значительной степени должны строиться все остальные отрасли.

Северный путь для углеводородов

Общаясь с прессой, вице-премьер особое внимание уделил развитию трассы Северного морского пути:

- Мы сегодня подробно обсуждали этот вопрос. Он основополагающий с точки зрения нашего присутствия в Арктике. В прошлом году по Севморпути перевезено чуть больше четырех миллионов тонн. Практически половина из них - грузы «Норильского никеля». Главное в дальнейшем развитии трассы - привнести сюда новые технологии, включая космические. Уже принято принципиальное решение о создании особой группировки из четырех космических аппаратов, которые будут решать задачи именно для Арктики. Речь идет о вопросах метеорологии, навигации, контроля ледовой обстановки и так далее. Недавно специальное нефтеналивное судно «Совкомфлота» с ледокольным сопровождением прошло по Севморпути и практически доказало, что в летнюю навигацию транспортировка углеводородных грузов не просто технически возможна, но, самое главное, экономически эффективна. Это наглядно говорит о том, что идея из теоретической все больше и больше превращается в практическую. У нас есть планы на будущее увеличить как тоннаж, так и количество судов, перевозящих такие грузы. Сегодня они были представлены «Совкомфлотом» и одобрены Морской коллегией. Все это возможно, конечно, только при условии существования мощного ледокольного флота. И мы должны думать о будущем. В «Росатоме» готов проект современного ледокола, который будет соответствовать всем самым передовым мировым стандартам. Он нам очень нужен за границами 2015-2016 годов. А это значит, что закладывать его нужно уже сейчас.

Игорь ЯГУПОВ