- По телевизору говорили, мол, с 1 июля всем счетчики поставят и спрашивать не будут. А за это каждому жильцу надо будет 40 тысяч заплатить. Как это понимать? Ведь у пенсионеров таких денег нет. Да и у многих работающих тоже. И кто только такие законы выдумывает? - волновалась мурманчанка Ирина Лымарь на другом конце телефонного провода.

Подобных звонков в редакцию «Мурманского вестника» поступило немало. Так что же это за закон, и требует ли он на самом деле от граждан таких больших трат?

Закат эры нормативов

Сегодня только половина многоквартирных домов области укомплектована коллективными приборами учета тепловой энергии. В 60 процентах ведется учет холодного и горячего водоснабжения. Лучше всего дома оснащены счетчиками электроэнергии - их нет только в 10 процентах. Что касается индивидуального учета, то электросчетчики есть практически у всех жителей области, а приборы учета воды - только у 30 процентов. Тут первенство держит Мурманск - в 70 процентах квартир воду оплачивают не по нормативу, а по фактическому потреблению.

- Существующая сегодня система нормативов неоднозначна и неоднородна. И я бы сказал, несправедлива, - считает первый заместитель министра энергетики и ЖКХ области Владимир Софьин. - В 2009 году вступил в силу федеральный закон № 261 об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Он обязывает учитывать все коммунальные ресурсы - воду, тепло, газ и электроэнергию - с помощью приборов и рассчитываться только за реально потребленный их объем. Это довольно затратное мероприятие. И чтобы уменьшить нагрузку на население, правительство области в 2009 году, еще до выхода закона, сформировало адресную программу поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных приборов учета. Она рассчитана на 2009 - 2016 годы.

К примеру, общедомовой прибор учета горячей и холодной воды стоит порядка 200-250 тысяч рублей. Участвовавшие в программе собственники жилья в первые два года ее действия оплачивали до 5 процентов затрат на оснащение домов коллективными приборами учета ресурсов. 70 процентов ложились на региональный бюджет, 25 - на муниципальный. Это был самый высокий процент софинансирования на Северо-Западе. С 1 января этого года его понизили до среднего уровня по СЗФО, и теперь область и город доплачивают по 15 процентов. Остальные 70 должны выложить за установку общедомовых счетчиков сами собственники. Но они ни три года назад, ни сейчас не проявляют желания этим заниматься. Исключение составляют только активно работающие ЖСК и ТСЖ. А вот управляющие компании в большинстве своем даже не информировали о такой необходимости жильцов домов, которые обслуживают.

- Так что же ожидает после 1 июля «неоприборенных» собственников? - поинтересовалась я у первого заместителя министра.

- Обязанность установить в их домах коллективные счетчики ложится на ресурсоснабжающие организации. Они независимо от желания собственников должны сделать это за свой счет, а затем предъявить им требования об оплате с рассрочкой на 5 лет, - ответил он.

То есть ни о каких 40 тысячах единовременно речь не идет. Стоимость прибора разбросают на всех собственников дома. Но не поровну, а пропорционально количеству квадратных метров, которые им принадлежат. (По такому же принципу, кстати, рассчитывается и плата за ремонт и содержание общего имущества.) И по закону собственники обязаны будут платить. В противном случае сделать это их принудит суд.

Лекарство от коммунальной дряхлости

Когда речь заходит о приборах учета, специалистам труднее всего ответить на вопрос, уменьшатся ли при этом платежи за ресурсы.

- Однозначного ответа быть не может, - отвечает директор Центра энергетической эффективности Мурманской области Вадим Глухих. - Ведь слагаемых экономии очень много. Счетчик как таковой ничего не регулирует и не экономит. Поэтому его установка - это даже не полдела. Энергосбережение с учета ресурса только начинается. К примеру, дома серии 93-М, можно сказать, новые, хорошо утепленные. «Сталинки» тоже хорошо держат тепло за счет кирпичной кладки и толщины стен. В таких домах счета за тепло, скорее всего, уменьшатся. Но есть ведь и другие, давно не ремонтированные здания с дырявыми кровлями, отслужившим утеплителем, разбитыми рамами и дверьми. И надо много тепла, чтобы в таком доме держалась приемлемая для жизни температура. Но тут уж кому как повезло.

ТСЖ и ЖСК никогда не ставят «голый» счетчик. Это всегда тепловой узел с автоматическим регулированием. Но об этом жильцы уже должны позаботиться сами. Так что, если счетчик получит дом, отапливающий улицу, по идее, люди должны обеспокоиться большими платежами и принять необходимые меры для их снижения. То есть ремонт кровли, межпанельных швов, окон и дверей и т. д. Одно это уже может дать до 25 процентов экономии. А если еще и хорошее оборудование установить... В некоторых домах, которым повезло с рачительными председателями ЖСК или ТСЖ, экономия тепла доходит до 40 процентов. Такая же история с водопроводными коммуникациями. Если они ржавые, потери обеспечены. Поэтому вслед за установкой счетчика - а лучше до нее - надо менять трубы. Правительство страны и не скрывает, что имеет намерение с помощью точного учета ресурсов не только добиться энергосбережения, но и решить еще одну очень серьезную проблему - остановить старение и разрушение жилого фонда.

«Деревяшкам» счетчик не полагается

Но и с установкой счетчиков не все так просто. В советские времена строили по-разному. В Ленинском районе, например, есть дома с 5-7 подъездами. И в каждом своя система отопления. Тут на каждый подъезд придется ставить теплосчетчик. Есть и такое: бойлер стоит в одном доме, а отапливает еще один или два.

- Мне известен случай, когда в двух подобных домах создали независимые друг от друга ТСЖ, - рассказывает директор центра. - И второму дому пришлось устанавливать свой водоподогреватель, потому что иначе с деньгами было не разобраться. А Восточный микрорайон - улицы Скальная, Старостина и прочие... Там стоят центральные тепловые пункты, от которых вода идет к разным зданиям. В одних случаях на каждый дом своя труба, а в других - транзитом в один дом через другой. Поэтому сейчас готовится документ, в котором будет учтена техническая невозможность установки прибора учета. В таких домах будет действовать норматив.

Уже сейчас в 261-м законе есть ограничения. Требование оснастить приборами учета не распространяется на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее 0,2 гигакалории в час. К ним относятся малоэтажные дома, в том числе и «деревяшки». Проектные данные о потреблении тепла содержатся в паспорте дома.

- Маленькие дома априори потребляют намного больше тепла, - поясняет Вадим Глухих. - Если мы посчитаем площадь поверхности стен на каждый квадратный метр жилой площади двухэтажного дома, она окажется значительно больше, чем в многоэтажном. А как раз эта величина и определяет теплопотери здания. Поэтому и строятся многоэтажные дома-муравейники: удельные затраты меньше.

Еще одна проблема - счетчики надо грамотно эксплуатировать. А у нас не все управляющие компании имеют допуск к таким работам. Поэтому, если подходить к делу ответственно и с умом, собственникам надо поинтересоваться, имеет ли их УК соответствующие допуски. Если нет, надо принимать решение о делегировании полномочий на эксплуатацию приборов учета ресурсоснабжающим организациям, имеющим и необходимое оборудование, и специалистов. Ведь РСО тоже заинтересованы в том, чтобы прибор не вышел из строя.

Одних накажут, другим помогут

После 1 июля областная Госжилинспекция и Ростехнадзор будут иметь право накладывать штрафы за отсутствие приборов учета на исполнителей коммунальных услуг - УК, ТСЖ и ЖСК. Сумма штрафов для юридического лица достигает 20-30 тысяч рублей.

Еще одним стимулом для установки счетчиков станут новые нормативы, которые сейчас находятся в стадии разработки. В случае отсутствия прибора учета какой-то период времени (то есть если он выходит из строя) или если жилец не захотел его поставить, будут применяться расчетные способы определения потребления этого ресурса. «Указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, - говорится в законе, - чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета». Иными словами, пользоваться нормативами будет просто невыгодно - дорого.

Другой вопрос - будут ли стимулирующие нормативы применяться к «домам-исключениям». Но это мы сможем узнать только после окончания работы над изменениями в 306-м постановлении правительства.

А вот о помощи малообеспеченным северянам областное правительство уже позаботилось.

- В региональной программе повышения энергоэффективности и энергосбережения предусмотрены 30 миллионов рублей на поддержание малообеспеченных слоев населения, - отметил Владимир Софьин. - Дополнительно к этому будут закладываться финансовые средства для установки индивидуальных приборов учета в квартирах людей с низким доходом. Программа станет работать через муниципальные управления социальной защиты населения. Если гражданин сегодня пользуется льготой на оплату услуг ЖКХ, то он уже сейчас может обращаться за льготой на установку индивидуальных приборов учета - горячей и холодной воды и электроэнергии. Индивидуальные счетчики тепловой энергии льготно пока не устанавливаются.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.