Осенью мы уже не увидим привычных квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Изменится и их внешний вид, и содержание. Появятся доселе не применявшиеся нормативы, поменяется методика начисления прежних. Кто придумал все эти новшества? Почему их надо ожидать именно в этом году? И наконец, как они отразятся на кошельках северян? Обо всем этом корреспонденту «Мурманского вестника» рассказал первый заместитель министра энергетики и ЖКХ области Владимир СОФЬИН.

- Чему мы обязаны всеми перечисленными новшествами?

- Изменилась нормативная база. В 2006 году вышло постановление федерального правительства № 306, которое утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Но жизнь показала несостоятельность некоторых норм, и в 2011 году постановлением № 354 в них были внесены изменения. 28 марта 2012 года правительство РФ утвердило постановление № 258, которое внесло поправки и дополнило предыдущий документ. Оно так и называется: «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» - и вступает в силу с 1 июля 2012 года.

- Что же это за изменения?

- Их много, но основных три. Помимо применявшихся и раньше нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в наших платежках появятся нормативы на общедомовые нужды, за исключением газоснабжения. А также нормативы потребления электроэнергии и водоснабжения при использовании земельных участков и надворных построек. То есть для полива этого участка, освещения и подогрева воды в целях содержания сельскохозяйственных животных. Каждый платеж будет указан в отдельной строке. Изменится и подход к формированию нормативов - будут учитываться конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома. Согласитесь, потребление тепла панельными зданиями отличается от кирпичных. И состояние сетей также является важным фактором. Но виноваты ли жители «деревяшек» в том, что живут в разваливающихся домах? И в чем заслуга тех, кто в советское время успел получить квартиру в доме серии 93-М? Вопросы риторические. То есть уже сейчас ясно, что новые нормативы справедливыми никак не назовешь. Поэтому нормальный, фактический учет и контроль поступающего к нам в дома ресурса можно обеспечить только с помощью приборов учета.

- Мы уже знакомы с понятием «общедомовое потребление электроэнергии». И знакомы не с лучшей стороны. Больше трех лет нам его насчитывают помимо показаний квартирных счетчиков. И люди не могут разобраться, откуда у них порой такие большие начисления, как они говорят, за лампочку в подъезде. Не получится ли так же и с другими коммунальными ресурсами?

- Общедомовой расход электроэнергии формируется далеко не из одного только освещения подъездов. Это могут быть большие потери в сетях, отсутствие информации об индивидуальном потреблении и банальное воровство. Но как бы там ни было, ситуация с непонятными цифрами в квитанциях скоро изменится, поскольку расходы ресурсов на общедомовые нужды будут распределяться по формуле с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов. Многие скажут, что это несправедливо, мол, причем тут квадратные метры? Но распределение с учетом цифр квартирных счетчиков, как мы уже имели возможность убедиться, несправедливо еще больше. Поскольку, если кто-то из жильцов не передает вовремя показания своего прибора, недостающий объем раскидывается на добросовестных граждан. Осенью с этой проблемой будет покончено. Платить за соседа больше не придется.

- То есть на лицевых счетах неплательщика помимо долгов за внутриквартирное потребление будут накапливаться долги за общедомовое? И никто за него платить не будет?

- Именно так. Но он не сможет копить их долго. Новыми правилами предусмотрено ужесточение ответственности жильцов за неплатежи. Раньше исполнители коммунальных услуг могли отключать их по решению суда только при задолженности в 6 и более месяцев. Сейчас этот срок ограничен тремя месяцами, причем по совокупности. Есть такие жильцы, которые платят частично. Например, не 3 тысячи рублей, а 2 тысячи. Так вот, когда совокупный долг достигнет 3-месячного, должник может лишиться коммунальной услуги. Причем, возможно, той, которую оплачивает полностью.

- Но ведь зачастую люди платят неохотно потому, что услуги оказываются некачественно. Ресурсникам или управляющим компаниям это по-прежнему будет сходить с рук?

- Нет, с них будут спрашивать гораздо жестче. К примеру, если горячей воды нет в течение 8 часов, то начиная с девятого за каждый час ее отсутствия будет сниматься 0,15 процента тарифа. То есть за такое нарушение будет отвечать ресурсоснабжающая организация. Я не буду сейчас перечислять все виды санкций, их можно найти в постановлении № 354. Канут в Лету также всякие 13-е квитанции, не будет этого безобразия, связанного с перерасчетами. Сейчас то тепло, которое потребляется во время отопительного периода, мы оплачиваем весь год. То есть плата разбивается на 12 месяцев. С сентября оплачивать услугу мы будем только во время ее оказания. Поэтому вопрос «Почему мы летом платим за отопление?» постановлением № 258 снимается. Оплата будет производиться только в отопительный период. Для нас это 9 месяцев.

- Да, но при этом у нас в очередной раз повысятся тарифы?

- С 1 июля тарифы на электроэнергию для населения поднимутся на 5,8 процента, на отопление - на 6, на газ для Мурманоблгаза - на 14,1, на водоснабжение и водоотведение - на 6, на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов - на 12 процентов. На услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения будет еще одно повышение - с 1 сентября еще на 5,6 процента. Надо сказать, что тарифы на коммунальные услуги не повышались с января 2011 года. При этом их повышение не связано с лоббированием ресурсоснабжающих предприятий, а подкреплено производственными программами, коллективными договорами и отраслевыми соглашениями о росте зарплаты сотрудников. Это все проверяется и контролируется управлением по тарифному регулированию Мурманской области.

- Дороже всего нам обходится тепло. Поясните, за счет чего цена на него возрастает?

- Давайте разберемся, из чего состоит тариф на теплоснабжение. Большая его часть - около 70 процентов - это стоимость топлива, в нашем случае мазута. Компании, производящие тепло, покупают его по рыночным ценам, которые все время растут. Государство их не регулирует, в отличие от тарифа. Вот и получается, что тепловики продают свой продукт дешевле, чем покупают топливо для его производства. Область тратит большие деньги на то, чтобы отчасти покрыть эти убытки, и много сил, чтобы федеральное правительство тоже выделяло на эти цели средства. Но этого все равно недостаточно. И северяне знают, что областное предприятие ТЭКОС уже обанкротилось.

- На ваш взгляд, из этой ситуации есть выход?

- Если тариф для потребителя ограничивается, то все, что влияет на его формирование, тоже должно ограничиваться пропорционально. В том числе и цена топлива. Конечно, чтобы снизить платежи за тепло, нам необходимо проводить модернизацию отрасли теплоснабжения. Но о какой модернизации можно говорить, если теплоснабжающим предприятиям не хватает средств расплатиться за мазут? Поэтому в тарифообразовании должно быть справедливое распределение ответственности между поставщиками топлива, теплоснабжающими предприятиями и потребителями их ресурса. А также должны применяться синхронизированные комплексные решения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Когда мы говорим о необходимости удерживать увеличение платежей на уровне инфляции, но при этом стимулировать граждан к сбережению энергоресурсов, не стоит забывать о том, что тарифная составляющая также должна стимулировать и ресурсоснабжающие организации к снижению потерь и утечек, оптимизации работы. Чтобы областных субсидий хватало не только на «сжигание их в топке», но и на модернизацию котельных, насосных и трубопроводов. Именно на такую работу мы сейчас нацелены при формировании комплексной программы Мурманской области по энергообеспечению и повышению энергетической эффективности.

- Наши земляки, естественно, обеспокоены, насколько все перечисленные изменения скажутся, с одной стороны, на их семейном бюджете, а с другой - на качестве услуг.

- Сейчас ряд депутатов Госдумы и правительство РФ рассматривают идею о введении так называемых социальных норм потребления, которые, с одной стороны, будут сдерживать платежи малоимущих граждан за оказанные ЖКУ, а с другой - будут стимулировать их к бережному отношению к ресурсам. В рамках этих норм предполагается оказывать адресную помощь тем, кто в ней нуждается. Идея, на мой взгляд, очень нужная. Но при этом мы должны стимулировать к энергосбережению и ресурсоснабжающие организации. Для примера. Допустим, социальная норма потребления воды - 170 литров на человека. Рост стоимости именно этого объема не должен быть выше уровня инфляции. А вот все, что человек использует сверх этой нормы, будет оплачиваться по более высокому тарифу. Подобная система сейчас применяется телефонными компаниями. Таким образом, у человека появляется выбор. Он может бесконтрольно лить воду, но потом ему придется за нее платить по более высокой цене. А может обзавестись прибором учета и следить за тем, чтобы в его квартире не было перерасхода, то есть контролировать свое потребление, а значит, и платежи. С другой стороны, такая система позволит ресурсоснабжающему предприятию, в данном случае Мурманскводоканалу, планировать свои инвестиционные затраты. Пока такого реального стимула в виде социального потребления не будет, об эффекте от энергосбережения говорить трудно.

- У нас одновременно вырастут тарифы, возникнут новые нормативы. Как в такой ситуации людям не запутаться, сколько и за что они должны платить? Ведь под шумок некоторые недобросовестные управляющие организации могут бог знает какие цифры нарисовать в квитанциях.

- Явление и сейчас, к сожалению, нередкое. Чтобы свести к минимуму злоупотребления и ошибки, постановлением № 354 установлена единая для всей страны форма платежного документа, четко и понятно объясняющая, сколько и за что платит собственник. Она уже утверждена приказом министерства регионального развития РФ и с сентября этого года станет обязательной. В ней отдельно будет указываться каждый платеж. На сайте Федеральной тарифной службы, сайте министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области выставлен калькулятор коммунальных платежей. И любой человек сможет сравнить предъявленные в квитанции цифры с теми, которые получились при его подсчете. Я хотел бы еще отметить, что мы сегодня живем в сложное время реформ. В жилищной сфере немало желающих погреть руки на трудностях, недовольстве и пассивности граждан. Поэтому чем активнее будут собственники жилья, чем неравнодушнее, тем меньше вокруг них будет всяких прохиндеев. Надо менять свое сознание, свое поведение, становиться хозяевами своих домов на деле, а не только на бумаге. Учиться экономить и беречь, и не только в своей квартире. Осваивать науку отстаивания своих прав перед исполнителями коммунальных услуг, в том числе через систему общественного контроля - советы дома, независимые общественные организации и партнерства и т. д.

Беседовала Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.