Самый динамичный процесс очевидно происходит в Пенсионном фонде. Здесь новички ежедневно вливаются в число пенсионеров и только приступивших к труду, получателей сертификатов на маткапитал и других социальных выплат. Другими словами, как в реке жизни: начиная с рождения - весь путь до заслуженного отдыха. Необходимо это для того, чтобы на том или ином этапе человек мог реализовать свои права посредством государственных услуг, предоставляемых ПФР. А чтобы невзначай не забуксовать в решающий момент, о многом стоит знать заранее.

Управляющий отделением Пенсионного фонда России по Мурманской области Вадим Корнов рассказал «МВ» о том, на что необходимо обратить внимание нашим землякам.

Таблички сменились, а услуги?

- Вадим Николаевич, 3 июня произошла реорганизация управлений Пенсионного фонда в нашей области. К примеру, мурманчане привыкли, что в каждом округе было свое управление - «первомайское», «октябрьское», «ленинское». Теперь они объединены в одно - управление ПФР по городу Мурманску. Аналогичная ситуация и в других муниципальных образованиях. В связи с этим что поменялось для северян?

- Количество управлений действительно сократилось. В результате объединения из 14 территориальных органов ПФР осталось 7. Но для граждан и организаций абсолютно ничего не поменялось. Изменения касаются исключительно внутренней организационной структуры управлений. Дело в том, что развитие электронных технологий, которые используются в работе ПФР, достигло такого уровня, что позволяет реформировать административно-управленческий аппарат в более компактный.

Так, к управлению ПФР в Кандалакше присоединены территориальные органы ПФР в Полярных Зорях и в Ковдоре. Управление в Печенгском районе - к аналогичному в Кольском районе. А управление в Оленегорске и отдел ПФР в Ловозерском районе - к управлению ПФР в Мончегорске. Подчеркиваю, на граждан это никаким образом не влияет.

Клиентские службы, куда люди обращаются с вопросами, подают документы, продолжают работать по прежним адресам. Как и раньше, специалисты ведут здесь прием по вопросам пенсионного обеспечения, социальных выплат, персонифицированного учета, принимают отчетность от работодателей и так далее. Все государственные услуги, предоставляемые Пенсионным фондом РФ, клиентские службы продолжают оказывать в полном объеме. Прежними остались и телефоны горячих линий.

Одновременно в некоторых районах откорректирован режим работы и график приема клиентских служб. Эта информация размещена на нашем официальном сайте, также ее можно уточнить по телефону.

Небольшое новшество есть для работодателей, зарегистрированных в Мурманске. Для них прием по вопросам персонифицированного учета сотрудников и подачи отчетности теперь осуществляется по адресу: улица Тарана, дом 23 (бывшее управление ПФР в Октябрьском округе).

- Прием всех остальных мурманчан осуществляется по тем же адресам?

- Да. Более того, мурманчане могут обратиться в клиентскую службу ПФР хоть в Октябрьском округе, хоть в Ленинском или Первомайском. Сейчас нет необходимости ехать через весь город из-за того, что человек зарегистрирован в одном районе, а проживает в другом. Теперь это роли не играет - каждый сам выберет, куда ему удобнее обратиться с вопросами, подать документы. Это новшество особенно важно для работающих мурманчан - можно даже в обеденный перерыв решить какой- либо вопрос в ближайшей клиентской службе.

Полярки - это не подарки

- Пенсионный фонд настоятельно советует предпенсионерам не откладывая начинать подготовку к назначению пенсии. Это как-то связано с увеличением пенсионного возраста?

- Цель подготовительной работы - своевременно и качественно оценить пенсионные права гражданина, поэтому она важна абсолютно для любого человека и с повышением пенсионного возраста не связана. Просто для тех, кто к нему приближается, это актуальнее. В связи с этим и обращено внимание людей, которым предстоит выход на пенсию через пять лет или раньше.

Суть в том, что в ПФР система индивидуального лицевого учета введена в 2002 году, соответственно, лишь с этого момента мы видим в автоматизированной базе все периоды работы человека. Сведения же до 2002 года - где трудился человек, какая у него была зарплата, должность и так далее - Пенсионный фонд может получить только с участием самого гражданина. Поэтому в клиентскую службу нужно обратиться заранее - до наступления пенсионного возраста. Прежде подготовительная работа проводилась за год до выхода на пенсию. Теперь срок, в течение которого можно обратиться для проведения предварительной работы, увеличен без ограничения, для предпенсионеров как минимум за 5 лет до возраста выхода на пенсию.

- То есть речь идет о том, что человеку надо заблаговременно собрать все необходимые бумаги, подтверждающие, где он трудился?

- Это самое важное, но не все, что подразумевает предварительная работа. Главный документ, который необходимо предоставить в Пенсионный фонд, - трудовая книжка. Специалисты ее сканируют и загружают в электронном виде в макет выплатного дела. Это еще не пенсионное дело, а его прообраз, поэтому и называется макетом. Мы с ним работаем до момента, пока человек не подал заявление на назначение пенсии: анализируем, какие периоды нужно подтвердить, делаем запросы в архивные учреждения, организации, собираем справки о заработке, льготных условиях труда.

- Длительный процесс?

- Судите сами: средний срок ответа на наш запрос 3-4 месяца, особенно если человек работал, например, на Украине. Кроме того, в Мурманской области очень много досрочников - их 80 процентов. В связи с этим сроки подготовительной работы тоже увеличиваются, поскольку требуется проведение дополнительных мероприятий по подтверждению специального стажа, влияющего на досрочное назначение пенсии. А то бывает так, что человек достиг пенсионного возраста, подал заявление, но назначения пенсии ждет еще 3-4 месяца, пока не придут справки, ответы из архивов. Все это время он находится в неведении, назначат ли ему досрочно пенсию, нужно ли продолжать работать, чтобы стаж соответствовал установленной норме. Чтобы таких ситуаций не возникало, и увеличен без ограничения срок обращения граждан для проведения предварительной оценки пенсионных прав. Главное, чтобы человек не откладывал важное для него дело в «долгий ящик».

- Помимо трудовой книжки какие еще документы имеют значение для будущей пенсии?

- Документы, подтверждающие периоды учебы, военной службы, рождение детей. В любом случае в клиентской службе всегда подскажут, какие могут еще потребоваться документы, чтобы уточнить пенсионные права гражданина. Специалист запросит их в ведомствах, архивах, у работодателей и заблаговременно проведет всю необходимую для этого работу. В результате пенсию назначат по уточненным сведениям, которые уже будут иметься в Пенсионном фонде. Если это сделать заблаговременно, то к моменту, когда человек достигнет пенсионного возраста, все будет готово для назначения пенсии. Останется только подать заявление. Для этого даже ходить никуда не надо - заявление можно подать через сайт госуслуг или «Личный кабинет» на сайте ПФР, это можно сделать даже с мобильного телефона. Через 10 дней человек получит уведомление о назначении пенсии. Потому что все его документы уже переведены в электронный вид и находятся в Пенсионном фонде.

- В свое время подачей в Пенсионный фонд документов сотрудника, возраст которого подходил к пенсии, занимались кадровые службы предприятий. Для работающего человека это было очень удобно. Предусмотрена ли сейчас такая возможность?

- Сейчас эта норма, то есть обязанность предприятий заниматься документами сотрудников для оформления пенсии, устранена. Однако такую возможность Пенсионный фонд обеспечил. Программный продукт, которым пользуются все работодатели для передачи ежемесячной отчетности в ПФР, позволяет документы, необходимые для проведения предварительной оценки пенсионных прав сотрудника, предоставить в Пенсионный фонд в электронном виде (при наличии электронной подписи руководителя).

Для этого предприятию требуется заключить соглашение с территориальным органом ПФР по месту регистрации организации. Об этом мы оповестили всех руководителей, но пока не все из них проявили к этому интерес. За исключением крупных предприятий региона - там сотрудники освобождены от необходимости самим обращаться в пенсионные органы для подачи документов для заблаговременной работы по оценке пенсионных прав.

Также хочу подчеркнуть, что вне зависимости, заключено такое соглашение с ПФР или нет, мы направили посредством того же программного комплекса индивидуальные извещения для каждого работника, в скором времени достигающего пенсионного возраста, с предложением прийти в пенсионный орган для проведения заблаговременной работы. Чтобы права северян, имеющих статус предпенсионера, не были бы каким-либо образом нарушены, - подчеркнул Вадим Корнов.

Предпенсионер - под защитой

- «Предпенсионный возраст» как официальное понятие появилось в российском законодательстве недавно. Что конкретно оно означает и нужно ли северянам, достигшим его, иметь какой-то документ для подтверждения данного статуса?

- Суть понятия «предпенсионный возраст» заключается в сохранении для граждан льгот, которые предоставлялись при достижении прежнего пенсионного возраста. Право на большинство льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода его повышения. Благодаря сведениям Пенсионного фонда самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы. Достаточно подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где вся необходимая информация уже имеется.

К примеру, люди предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли.

У ПФР налажено взаимодействие с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице, занимаются их профессиональным переобучением и повышением квалификации.

Межведомственное взаимодействие обеспечивает передачу данных ПФР в электронной форме через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. При желании человек может и сам получить справку, подтверждающую предпенсионный статус, в «Личном кабинете» на официальном сайте ПФР либо при личном обращении в клиентскую службу или в МФЦ.

- Для установления льгот обязательно иметь справку, подтверждающую предпенсионный статус?

- У жителей Мурманской области нет необходимости в такой справке. Нашим субъектом принято очень хорошее решение - льготы привязаны к возрасту: общеустановленный возраст минус пять лет. Этот порядок закреплен областным законодательством. К слову, 16 регионов выбрали иной, менее удобный вариант: там для установления льгот нужна справка из Пенсионного фонда, подтверждающая предпенсионный статус человека. Еще раз подчеркиваю, в Мурманской области никакие справки для этого получать не надо.

(Продолжение читайте в следующих номерах «Мурманского вестника»).