Цивилизовать туризм
Два года назад между правительством Мурманской области и «Норникелем» было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере экологии при реализации инвестиционных проектов компании, а также о сохранении естественных экологических систем и природных ландшафтов Кольского полуострова. Отдельной строкой в нем обозначена поддержка «Норникелем» ряда проектов природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний». Компания выделила деньги на обустройство экологических маршрутов, на оборудование для постоянного инспекторского контроля. На днях состоялась передача мобильного комплекса для работы на этой особо охраняемой природной территории. Он включает в себя полноприводный автомобиль ГАЗ «Садко» с прицепами и оснащен необходимым оборудованием. Грузовик предназначен не только для доставки инспекторской группы в природный парк и ее проживания там, но и для того, чтобы служить своеобразным визит­центром для туристов. Будет установлена палатка, в ней хозяева - инспекторы этой ООПТ - смогут давать путешественникам необходимые сведения, объяснять правила поведения, вести экопросветительскую работу. А так как центр мобильный, то он может менять место своей дислокации, быть в русле туристских потоков.
В прошедшую пятницу на автостанции Титовка состоялась передача транспорта. Представитель Кольской ГМК Антон Косолапов вручил ключи и номера машины и прицепов и. о. директора Дирекции ООПТ Мурманской области Виктору Петрову. КГМК также профинансировала изготовление и установку знаков навигации и информационных стендов.
- Это первые шаги к организации цивилизованных туристических маршрутов, - отметил Антон Косолапов.

«Копейка» спорит с внедорожником
Чтобы проверить стенды и направляющие знаки на месте, а также обсудить наболевшие вопросы развития туризма в этом региональном природном парке, в пятницу был организован рейд группы на полуострова Средний и Рыбачий, сформированной из сотрудников регионального минприроды во главе с министром Дмитрием Руусалепом, экологов, других специалистов и журналистов. В работе совещания, завершившего это мероприятие, принимали участие также действующие в этих местах туроператоры.
Средний и Рыбачий давно стали центром притяжения туристов. Их привлекает все - и суровая красота, и богатая история этих мест, и заметные до сих пор следы ожесточенных боев, которые велись здесь более трех лет. А также экстрим: три часа пути от асфальтированного шоссе по тряской ухабистой грунтовой дороге много значат - это преодоление пространства очень ощутимо, а следовательно, надолго запомнится. Да и добираться нужно с вылазками из салона у памятных знаков или, что щекочет нервы, когда следует пешком миновать опасные участки, пока машина без пассажиров осторожно преодолевает коварное место. Дороги здесь узкие, встречные автомобили едва в состоянии разминуться. Кроме внедорожников ездят и легковушки. Конечно, ухабы могут угробить их ходовую часть, но сказать при случае, мол, я по этой дороге на «копейке» проехал, считается особым шиком. Оценит, правда, только тот, кто здесь бывал.
Сюда прибывают туристы со всей России - и самостоятельно, и организованными группами по путевкам. Но и «единоличники» обязательно регистрируются на сайте правительства области, получая допуск на территорию природного парка. При заполнении анкеты они должны ознакомиться с правилами поведения в нем. Эти же правила, а также направления маршрутов, достопримечательности, полезные телефоны, информация об объектах - все это предлагается вниманию туристов на аншлагах, стендах, размещенных на пути следования. На перекрестках обязательны навигационные указатели.

Куда делась Пароварская...
Около одного такого указателя наша группа спешилась, и Ольга Петрова - сотрудник Кольского центра охраны дикой природы, разработчик информационной системы для ООПТ на Рыбачьем и Среднем - лишь руками развела: а куда делась Пароварская дорога?
На табличках указателя - направления на полуостров Средний (направо) и Титовку (налево). А вот вместо третьей, помогающей найти Пароварскую, - пустое место.
Это старая дорога, до сих пор сохранившаяся в неплохом состоянии. Во время войны ее построили немцы для снабжения своих частей на хребте Муста-Тунтури. Табличка была, но исчезла.
- Свинтили, - констатировала Ольга Петрова. И объяснила, что некоторые туристы берут таблички на память о посещении этих мест, нисколько не заботясь о том, что лишают информации других людей, которые идут следом.
Леонид, представитель фирмы, которая занимается установкой табличек, рассказал, как некий турист похвастал, что прихватил одну на память: дома, дескать, в гараже повешу. Леонид ему объяснил всю неблаговидность такого поступка. Эти таблички и их установка стоят денег. А главное, размещают их не для красоты - в этих местах и так красиво, - а для информации. Никому же не придет в голову свинтить «на память» указатель ограничения скорости на каком­нибудь шоссе. Турист вроде понял, табличку вернул. Но таких­то наивных или бессовестных, к сожалению, хватает.
А ведь эта комплексная информационно­навигационная система, установленная на Среднем и Рыбачьем, уникальна. В российских региональных ООПТ, как пояснила Ольга Петрова, такого еще нет. В национальных парках - да, там это обязательно.
Кстати, о том, как работает эта информация, рассказали журналистам на таком примере. В дирекцию ООПТ поступил звонок прямо с Рыбачьего. Звонили туристы, у которых возникла проблема. Телефон они нашли как раз на одном из стендов. Туристам помогли. А вот то, что эта информационная система работает, обрадовало. На стендах, кстати, значатся не только номера телефонов экстренных служб, но и показаны зоны покрытия мобильной сетью.

Быть хозяином на планете
Вот обо всем этом - развитии информационно­поисковой системы, дальнейшем обустройстве маршрутов, ненавязчивом воспитании туристов, о необходимости создания тематической сувенирной продукции, чтобы не свинчивали таблички на память, говорили на совещании, которое прошло на турбазе на Рыбачьем. Кстати, сотрудники минприроды показали там образцы сувениров, и это не только буклеты, но даже игры для детей.
Много говорили о чувстве хозяина. Представители принимающей стороны должны помочь проникнуться им каждому, кто оказывается в этих местах. Чувством хозяина планеты, потребностью бережно относиться к природе, ко всему, что нас окружает.
А что же делать с нерадивыми гостями, которые жгут костры в неустановленных местах, колесят на машинах по тундре? Таких, правда, нередко сами же туристы - более сознательные - и предупреждают, объясняют, почему нельзя так себя вести. Но должна быть и какая-то система штрафов за нарушение правил, о которой туристов следует хорошо информировать. Ведь, как сказал один путешественник туроператору, если бы здесь было написано, что по тундре ездить нельзя, он бы не ездил.
Больной вопрос - мусор. Туристы сами понимают, что его надо вывозить самостоятельно, некоторые так и делают, прихватывая еще и оставленный предшественниками. Люди согласны собирать его в определенных местах. Но кто будет вывозить эти кучи? Это пока проблема.
Обсуждали также способы оборудования мест для размещения палаток, мест, где должны быть кострища. Обсуждали, как подавать информацию о военных объектах - в этом, несомненно, надо работать вместе с поисковиками. Говорили об исторических объектах, артефактах, которые, конечно, привлекут еще больший поток туристов, но которые надо предварительно защитить от лишнего любопытства, желания «отковырнуть кусочек на память».
Так, глядишь, и исчезнет из этих мест дикий турист, зато появится цивилизованный. Потому что будут созданы все условия.
А людей сюда тянет. Одна женщина, приехавшая на Рыбачий из Красноярска вместе с мужем, рассказала: прибыли поздно вечером, уже стемнело, в машине и заночевали. А утром она вышла на свет божий, огляделась и даже заплакала от нахлынувших чувств - так вокруг было красиво!