Сегодня в Архангельске открывается II международный форум «Арктика - территория диалога». Он организован Русским географическим обществом и продлится по 24 сентября.

В прошлом году аналогичное мероприятие прошло с большим успехом. Оно собрало более трехсот делегатов из разных стран. Нынче на Арктический форум съехались около пятисот участников. Ученые, политики, эксперты, главы приполярных стран и регионов, а также представители крупнейших российских и зарубежных компаний будут обсуждать в первую очередь формирование транспортной системы как фундамента развития Арктического региона. Накануне масштабного события корреспондент «Мурманского вестника» встретился с заместителем губернатора Архангельской области Романом БАЛАШОВЫМ.

- Для всех нас это большое и ответственное событие, - подчеркнул он. - А проведение форума в Архангельске является убедительным подтверждением того, что статус столицы поморов как центра освоения Русского Севера признан не только на российском уровне, но и на международном. Напомню о том, что формат заседания Арктического форума, который предлагает Русское географическое общество, предполагает самый широкий обмен мнениями по важнейшим направлениям.

- Каким?

- Это и проблемы Арктики как одного из наиболее перспективных в настоящее время источников углеводородного сырья, и перспективы развития Северного морского пути, и заботы коренных малочисленных народов Севера. И, конечно, грандиозный проект «Белкомур». Спектр рассматриваемых вопросов очень широк. И то, что Архангельск стал площадкой для столь представительного мероприятия, - для нас и высокая честь, и большая ответственность одновременно.

- С 2016 года начнется освоение Штокмановского месторождения. Архангелогородцы заявили свой город как базу для его обеспечения. Но вообще-то, мурманчане всегда считали Штокман своим, мы к нему и географически ближе. Не возникнет ли тут конкуренции между двумя северными городами?

- Думаю, что надо четко понимать, что от разработки такого крупного месторождения, как Штокман, плюсы получат и Архангельск, и Мурманск, и Ненецкий автономный округ, и вся страна в целом. И здесь необходимо, как в старые добрые времена, четкое экономическое планирование. К примеру, Мурманск может стать прежде всего портом, который будет принимать танкеры с углеводородным сырьем. В Архангельской области единственное в стране предприятие - «Севмаш» («Звездочка»), которое способно изготавливать не только надводные и подводные корабли любого класса сложности, нацеленные именно на работу в арктических условиях, но и буровые платформы. И потом у нас в Архангельске успешно функционирует Северный Арктический федеральный университет (САФУ), изначально ориентированный на развитие самых разных технологий, необходимых для освоения Арктики. Я глубоко убежден, что рассматривать Штокман лишь как проект добычи и переработки углеводородного сырья - значит изначально сузить возможности его потенциального развития. Даже на примере «Статойла» мы можем поучиться: для каждой базовой технологии, той же добычи нефти, на Западе сразу разрабатывают множество вспомогательных. А потому я считаю, что работы хватит и для Мурманска, и для Архангельска, и для Нарьян-Мара. Но, повторюсь, будущее наших регионов именно за межрегиональной кооперацией. Кстати, в советское время это явление было очень развито, и даже сегодня западные страны, а также развивающиеся государства тоже весьма активно используют опыт нашей межрегиональной кооперации в собственном развитии.

- Значит ли это, что архангелогородцы не собираются тянуть одеяло на себя в деле освоения Арктики?

- Понимаете, каждый регион хотел бы позиционировать себя в качестве главного в столь важном проекте. Но Арктика настолько громадна, неизведанна и таит в себе такие грандиозные перспективы, что здесь дела хватит на всех.

- Знаю, что Архангельскую область на форуме будут представлять губернатор Илья Михальчук и ректор САФУ Елена Кудряшова. Кстати, должна сказать, в свое время мурманчан удивило, что Арктический университет базируется в столице поморов. Мы ведь к Арктике даже географически куда ближе.

- Давайте все же исходить из двух очевидных вещей. Не буду говорить даже о трехсотлетии Ломоносова, которое мы скоро будем широко отмечать. Уж кто, как не он, наш земляк, - символ науки российской? Но в том, что именно Архангельск был избран в качестве научного центра освоения Арктики, есть и иной смысл. Во-первых, все-таки важен принцип транспортной доступности. Здесь наш город явно выигрывает. Во-вторых, Архангельск имеет общепризнанные научные традиции и громадный научный потенциал. Все это вместе и дало результат. Но, думаю, здесь нет повода для ревности. Задачи впереди большие. Решая их, мы либо начнем конкурировать, либо будем развиваться вместе. А ведь все живем в России, страна у нас одна.

- Один и Северный морской путь. Его развитие станет на форуме одной из главных тем для обсуждения. В свое время губернатор вашей области предлагал, чтобы будущая администрация Севморпути обосновалась в Архангельске. Сейчас чаще говорят, что она разместится в Амдерме. Но у Мурманска тоже есть претензии на эту роль, и, пожалуй, небезосновательные, учитывая уникальность нашего незамерзающего порта.

- Где будет базироваться дирекция СМП, определит федеральное руководство. Но главный критерий здесь, по-моему, не амбиции отдельных регионов, а в первую очередь интересы России.

- Задача любого форума - установить или укрепить деловые контакты. Привлекателен ли сегодня Архангельск для иностранных инвесторов?

- Если посмотреть на темпы и объемы инвестиций, которые поступают в нашу область, могу сказать уверенно: да, Здесь находятся крупнейшие в европейской части России целлюлозно-бумажные производства, которые живут и работают, обратите внимание, только за счет собственного сырья. Второе - у нас интенсивно развивается добыча алмазов - разрабатываются два богатейших месторождения. Согласитесь, это очень привлекательный объект для инвестиций. И, наконец, очень большие надежды связаны с проектом «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал). Это планируемая железнодорожная магистраль, которая напрямую соединит регионы Сибири и Урала с портами Архангельска и Мурманска и сократит этот путь на 800 километров. На форуме этой теме будут посвящены отдельное выступление и широкое обсуждение. Еще очень большой объем инвестиций связан с Ненецким автономным округом, с тем большим потенциалом нефти и газа, который находится на его территории.

Второй Арктический форум в Архангельске может похвалиться созвездием имен. Председатель правительства РФ Владимир Путин пригласил на него принца Уэльского Чарльза и кронпринца Норвегии Хокона. В числе почетных зарубежных гостей ожидается также президент Финляндии Тарья Халонен.

Прибыл на форум и сам «Михаил Ломоносов» - причем прямиком из Арктики. Это теплоход Северного морского пароходства, перевозящий по Севморпути обетонированные трубы в Байдарацкую губу Карского моря для строительства магистрального газопровода Бованенково - Ухта. Там их выгружают прямо в открытом море на платформу-трубоукладчик, где трубы сваривают и опускают на дно. Правда, заседать на форуме экипажу «Михаила Ломоносова» не придется. Приняв на борт 169 труб, каждая по 23 тонны весом, он тут же отправится обратно в Байдарацкую губу. Ведь навигация закончится в начале ноября, в аккурат ко дню рождения великого помора, а значит, времени терять нельзя. Ну а уж если и Ломоносов, воплощенный в металле, сегодня трудится на Арктику, то всем остальным, как говорится, сам бог велел.

Фото:
Вице-губернатор Архангельской области Роман Балашов. Фото Павла КОНОНОВА.
Нина АНТОНЯН, Архангельск - Мурманск.