Около года назад, в августе 2019-го, начал работу портал «Наш Север». Сейчас здесь зарегистрировано уже около девяти тысяч пользователей. Руководитель регионального министерства цифрового развития Иван Пархоменко рассказал о работе портала, о том, как он важен для жителей, и какие проблемы удается решить всем вместе.
- Иван Александрович, девять тысяч пользователей для региона с населением немногим более 740 тысяч человек, на ваш взгляд, много или мало?
- С учетом общего количества взрослого населения, умеющего пользоваться компьютерами и гаджетами, думаю, это не так уж мало. Но порталу меньше года. К тому же еженедельно прибавляется около сотни новых пользователей. Регистрация на портале активных граждан продолжается. Для неопытных мы запустили виртуального помощника - бота Бориса, который помогает быстрее сориентироваться на сайте, пройти регистрацию и найти необходимый раздел.
- С какими проблемами преимущественно обращаются сюда северяне?
- На ресурсе принимаются сообщения жителей всех населенных пунктов области по 59 категориям из 11 разделов: дороги, брошенные машины, проблемы ЖКХ, зимой - неубранный снег, здравоохранение, образование, торговля, коронавирус, благоустройство, транспорт... Традиционно в еженедельном топе сообщения по поводу неубранного мусора, жилищно-коммунальных проблем и благоустройства. Зимой в лидерах оказывается плохая расчистка от снега. А учитывая, что в таких ситуациях регламент-
ный срок рассмотрения составляет всего два дня, для ответственных работников это весьма напряженный период. Сейчас в неделю поступает от 70 до 100 сообщений. Обычный срок рассмотрения информации, направленной жителями на портал, 10 рабочих дней, и большинство проблем удается решить своевременно. Среднее время отработки составляет сейчас двенадцать с половиной суток. Среди пользователей есть и особо активные, которые направляют не одно-два сообщения, а сигнализируют о ряде проблем, прежде всего с уборкой, благоустройством не только своего дома, двора, но и города, в котором живут.
- Может, кто-то из их числа вам запомнился?
- Конечно. Например, с началом пандемии коронавируса несколько раз писала на портал мурманчанка Оксана К. По ее обращению в кратчайшие сроки был решен вопрос по обработке мест общего пользования в многоквартирных домах. Вторая проблема затрагивалась уже не только ею, но и многими другими пользователями. Северяне обращали внимание на то, что для предупреждения распространения опасного вируса необходимо обязательное ношение защитных масок в магазинах и транспорте. И вскоре такое решение было принято уже официально: маски при посещении общественных помещений обязательны. Регулярно проводятся проверки выполнения этих требований. Неоднократно высказывал свои предложения по налаживанию порядка во дворах и на городских улицах Ильдар Сабитов. По его требованию, в частности, был убран бесхозный автомобиль, который не просто мешал жильцам дома, но и затруднял проезд уборочной техники и транспорта срочных служб. По его обращению устанавливались также дополнительные контейнеры для мусора во дворах в Первомайском округе. Как правило, люди с активной жизненной позицией реагируют на оперативное решение важных вопросов и охотно обращаются на портал вновь и вновь.
- На портале регулярно появляются не только жалобы и обращения. Популярен у пользователей и раздел «Голосование»...
- Для активных, небезразличных к происходящему в своих населенных пунктах и области северян на портале периодически проходят голосования по различной тематике. Например, недавно так были выбраны композиции из творческих работ молодых художников в благодарность медикам за работу. Десять граффити уже появились на стенах зданий Больничного городка.


- В разгаре сезон благоустройства городов и поселков области. Портал, наверное, тоже помогает учесть пожелания населения...
- Помимо уже привычной возможности направить жалобу и проголосовать на портале «Наш Север» жители Кольского края могут ознакомиться с проектами благоустройства, которые планируются или уже реализуются, прокомментировать их, дать оценку. Сейчас, например, идет работа над проектом в Долине Уюта, созданием парка «Северная мечта» в ЗАТО Заозерск. С марта этого года северяне через раздел «Инициативы» направляют предложения по градостроительству, благоустройству и другим важным для них вопросам. Это дает возможность людям участвовать в планировании предстоящих расходов бюджета, в так называемом инициативном бюджетировании и городском управлении. Наглядным и популярным среди пользователей портала стала «Карта работ», на которой с весны отмечаются все места проведения ремонта инженерных сетей, газопроводов, систем коммунальной инфраструктуры, участков дорожной сети. Здесь размещена информация о начале и планируемом окончании работ, указаны ответственные. Она аккумулируется со всех муниципалитетов.
Словом, портал «Наш Север» стал уникальным сервисом совместного управления, который позволяет всем жителям области эффективно взаимодействовать с властью и реально влиять на развитие региона.