Брюки или треники?

Можно ли было еще пару недель назад представить, что очень многие из нас так любят свою работу? Или офис и коллег? Или наоборот, не испытывают симпатии к собственному дому?

Вспомните, как часто вы слышали от коллег: «Почему сегодня не пятница?», «Не могу дождаться выходных»… Однако самоизоляция расставила, что называется, точки над i: большинство людей не могут долгое время находиться в своих квартирах и работать удаленно. Почему же так происходит? Конечно, у некоторых специфика профессии связана с постоянными поездками, но что тянет на работу других?

Вы только представьте: проснулись утром и не надо спешно собираться, ехать в переполненном общественном транспорте или стоять в пробках на личном авто. Это же экономит время и нервные клетки. Можно спокойно попить чаю или кофе, сесть за компьютер, взять телефон и начать трудиться. Хоть в любимой фланелевой пижаме, хоть вообще в трусах и майке - ну это, естественно, при условии, что ваш рабочий день не проходит под постоянным прицелом веб-камеры. Тогда придется, конечно, и волосы расчесать, и одежду приличную надеть.

Хотя специалисты советуют даже в домашних условиях соблюдать дресс-код, а не работать в любимых трениках и майке-алкоголичке: во-первых, это слишком расслабляет, во-вторых, есть риск настолько срастись с любимыми вещами, что любая необходимость одеться и выйти на улицу начнет вызывать трудности. Чтобы этого не произошло, рекомендуется приобрести «домашнюю рабочую одежду». Никто не заставляет вас сидеть в своей квартире в деловом костюме. Это должны быть удобные свободные вещи, но предназначенные исключительно для труда на дому. Их не стоит надевать на выходных и использовать как обычную домашнюю одежду, иначе смысл теряется.

Что еще может напрягать в таком формате работы? Наверное, первыми на ум приходят отвлекающие факторы: манящие диван и телевизор, родственники, требующие внимания и общения, необходимость что-то приготовить или помыть - в такой обстановке, действительно, сложно сосредоточиться.

- Я уже несколько лет работаю удаленно и не вижу в этом никаких минусов, - поделилась мнением мурманчанка Наталья Нестерова. - Да, поначалу было сложно: домочадцы не понимали, что я действительно занята делом, а не смотрю какие-то ролики в ноутбуке или не играю. Очень часто бывало, погружусь в работу, и тут внезапно: «У нас хлеб кончился, сбегай в магазин, все равно валяешься». Со временем все встало на свои места, супруг и дети в курсе происходящего и не отвлекают по пустякам. К тому же по натуре я сова, и мне было крайне сложно вставать на работу к 9 утра. Сейчас выстраиваю рабочий график, стараясь использовать пики своей активности.

Рисуем границы

Да, желание совместить домашние дела и профессиональные очень сильно. Однако психологи рекомендуют разделять их. Поэтому для успешной работы на удаленке необходимо следовать нескольким правилам.

Во-первых, понять, что это работа, хоть и в домашних условиях. А значит, вздремнуть или почитать вряд ли удастся - если только себе во вред, самим же потом придется наверстывать упущенное время.

- Когда работаешь из дома, граница между деловой жизнью и личным временем стирается вообще, ты привыкаешь и уже даже не замечаешь этого, - сказал Вячеслав Куликов, занимающийся разработкой компьютерных игр. - Если не взять себя в руки, можно работать днями напролет, не выходя из дома.

Психологи согласны с этим. Они не устают напоминать, что удаленка требует дисциплинированности. Конечно, многим проще трудиться, когда вокруг коллеги, а в соседнем кабинете сидит начальник и лично контролирует происходящее. В случае с домашним офисом на человека ложится больше ответственности, даже если компания не просит сотрудников регулярно отчитываться, чем они занимаются.

Чтобы не выпасть из привычного ритма, нужно составить максимально подробный график. Пусть в нем будет отражено, когда вы должны начать работу, заняться разбором электронной почты, провести онлайн-встречу, пойти обедать. Также специалисты рекомендуют просыпаться и ложиться спать в привычное время, и если в офисе рабочий день заканчивается в 18.00, то и дома ровно в 18.00 следует отложить ноутбук. Иначе есть вероятность, что вы будете сидеть за компьютером сутки напролет и довольно скоро выгорите.

- Следующий шаг - организация рабочего места, - рассказала психолог Ирина Шанева. - Возможность работать, лежа на диване и не снимая пижаму, может показаться одним из плюсов. На самом деле это снижает продуктивность: ваше тело привыкло к тому, что вы работаете сидя, а горизонтальную позу мозг автоматически ассоциирует с отдыхом. На столе надо разместить всю необходимую технику, книги, документы и другие инструменты. Не помешают и мелочи, создающие деловой настрой: ежедневники и планеры, их стоит забрать с работы домой, привычная офисная кружка или настольный календарь.

Для самоконтроля можно использовать простой прием: на большом листе бумаги запишите задачи, которые вы должны выполнить, и повесьте на самом видном месте в своей рабочей зоне. Для каждого пункта важно указать срок завершения. И, как только задача выполнена, надо вычеркнуть ее из списка. По смыслу процедура не сильно отличается от ежедневного или еженедельного планирования, просто нужно сделать ее максимально наглядной.

Помним об отдыхе

Еще один значимый момент в организации рабочего процесса - тишина. Очень важно договориться с домашними, чтобы они не отвлекали. Все вопросы можно решать в определенное время, ну разве что за исключением пожара. Вы же не будете сутки напролет сидеть за компьютером, необходимо делать перерывы. Опытные люди советуют устраивать их по 15-20 минут.

- Мозг может функционировать на полную мощность примерно полтора часа, - продолжила Ирина Шанева. - Дальше начинается снижение активности. Чтобы восстановить силы, полезно сделать зарядку, переключиться на домашние дела, послушать музыку. Это поможет зарядиться энергией и легче включиться в продолжение работы. Главное - четко для себя уяснить, что подобные паузы не должны растягиваться до бесконечности.

Способствует повышению трудоспособности и регулярное проветривание помещения. Этому вторят и медики, советующие для профилактики заражения вирусными заболеваниями чаще запускать в комнату свежий воздух. Он повышает тонус кровеносных сосудов, активизирует работу мозга и сердца, а также приводит в норму артериальное давление.

Как мы помним, рабочий день дома должен длиться столько же времени, сколько и в офисе. Но постарайтесь к его окончанию завершить все дела - нельзя оставлять что-то на потом, ведь это будет лишь повышать тревогу и не добавит уважения от начальства. Да и отдыхать с чувством выполненного долга куда приятнее.

Не стоит расстраиваться, если вы не смогли быстро перестроиться - на все требуется время, а любые перемены вызывают стресс. Поэтому не предъявляйте к себе завышенных требований: вполне вероятно, что поначалу вам будет трудно сосредоточиться, переговоры с семьей потребуют дополнительных усилий, на обустройство удобного рабочего места уйдет не один день. Это вполне естественные моменты, и возникающие трудности вовсе не означают, что вам в принципе не дано эффективно работать из дома.