Одна из важнейших задач для Кольского Заполярья - иметь развитую дорожно-транспортную сеть, выдерживающую нагрузку от постоянно растущего потока машин. Постепенное превращение двухполосной Ленинградки в четырехполосную магистраль Восточно-объездной автодороги позволяет значительно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть Мурманска и сократить время в пути.

Асфальт на пробу

Когда в 2016 году ввели в строй 14-километровый участок автодороги от развилки на Серебрянскую ГЭС до Верхнеростинского шоссе, пропускная способность транспорта увеличилась до 28 тысяч машин в сутки. Осенью 2020 года дорожные строители сдали еще 4 километра нового полотна на выезде из города Мурманска, построив современную развязку с автоподъездом в аэропорт. В том же году начался первый этап реконструкции автодороги с 14-го по 19-й километр, которая теперь называется «Автоподъезд к городу Североморску».

Мы вместе с представителем генерального подрядчика ознакомились с ходом работ, выяснили, какие нововведения ждут водителей после открытия обновленного участка дороги.

Уже в этом году на полуторакилометровом участке, начиная от кольцевой развязки с Верхнеростинским шоссе, появится свежий, но пока еще черновой асфальт (нижний слой асфальтобетонного покрытия). Основа практически готова. Осталось ее одеть в «дорожную одежду»: выполнить устройство песчаного, щебеночно-песчаного и двухслойного нижнего покрытия из асфальтобетонной смеси. Пролегающая вдоль промзоны автодорога, на которой обновят асфальтобетонное покрытие, сохранится - она будет играть роль дублера, собирая автотранспорт с прилегающих территорий перед выездом на основную трассу. Так же, как и на уже обновленном участке федеральной трассы Р-21 «Кола», для укрепления откосов земляного полотна будут использованы скальные породы после буровзрывных работ.

Несмотря на то, что усовершенствованная трасса является продолжением 14-километрового участка, запущенного к 100-летию города-героя Мурманска, ее внешний облик претерпит некоторые изменения.

 Иван Казаков.

- Разделять встречные потоки машин будет металлическое барьерное ограждение, а не железобетонная разделительная полоса. Как следствие, опоры освещения мы установим вдоль обочин, - рассказал руководитель контракта Строительного управления АО «ВАД» по Мурманской области Иван Казаков. - Согласно проекту реконструкции автодороги для связи с прилегающими территориями предусмотрены только правоповоротные съезды и выезды. Тем, кто едет с юга города по объездной на промышленные предприятия, потребуется сделать разворот на выезде из областного центра в районе бывшего поста ВАИ.

Не забыл генподрядчик и об обязательных требованиях, проводя вырубку зеленых насаждений под новую трассу автодороги. Им будет организовано компенсационное озеленение в областном центре.

ЛЭП шагает по дороге

В то время, пока дела дорожные активно набирают обороты - наращивается темп работ и увеличивается количество техники, - буксует вопрос о переносе «посторонних» конструкций. Дело в том, что участок реконструкции автоподъезда имеет десять пересечений с воздушными линиями электропередачи 35-150 кВ. И для выполнения требований по обустройству федеральной автомобильной дороги эти воздушные линии необходимо перенести - выполнить демонтаж 11 существующих опор ЛЭП и установить 20 новых опор.

С похожей ситуацией вадовцы уже сталкивались, когда обновляли дорогу в районе «Огней Мурманска» несколько лет назад. Тогда одна из опор долго оставалась преградой на пути дорожных строителей. Позже ее демонтировали.

- Что касается линий электропередачи, то мы уже готовы приступить к их переустройству. Все замеры, расчеты проведены, техническое задание составлено. Однако мы не можем пока допустить субподрядную организацию, с которой подписали контракт на объект, так как очень долго (уже около года) идет процедура согласования и подписания соглашения о переустройстве сетей с их владельцем. А увеличивать сроки реконструкции объекта мы не можем, - с тревогой говорит Иван Казаков. - К тому же 5 из 11 демонтируемых опор ЛЭП расположены непосредственно в зоне производства работ по устройству земляного полотна будущей автодороги. Все это в целом затрудняет выполнение буровзрывных и земляных работ и в конечном итоге негативно сказывается на технико-экономической составляющей проекта.

Связь с городом

Одной из оживленных зон, примыкающих к объездной дороге, является улица Транспортная, связь с которой будут обеспечивать два съезда. По словам Ивана Казакова, было бы логичным организовать транзитный проезд по Транспортной от федеральной автодороги до улицы Свердлова. Тем более, в случае непредвиденных ситуаций на трассе, у автомобилистов должен быть запасной выезд. В настоящее время этому препятствует железная дорога, но при организации железнодорожного переезда эта проблема может быть решена. Кроме того, автобусы Североморского АТП АО «Мурманскавтотранс» смогут из парка по более короткому пути выезжать на свои маршруты, сокращая пробег.

Для снижения аварийности и исключения ДТП с участием пешеходов на участке реконструкции в районе Южного склона возводится подземный пешеходный переход. Ширина прохожей части составит 4 метра, высота - 3 метра, общая протяженность перехода - почти 47 метров.

- На данный момент подготовлен котлован, выполнено основание, смонтированы металлоконструкции, ведем гидроизоляцию специальной краской. Следующим этапом работы станет покрытие полицентрической трубы гидротекстилем и отсыпка. Внутри перехода появится асфальтовое покрытие, проведут освещение, - делится планами Павел Лебедев, заместитель директора компании, выполняющей работы на данном объекте.

Надо отметить, что пока автомобилисты преодолевают путь по старому асфальту, но уже летом местами начнется фрезеровка дорожного покрытия, и скорость движения машин заметно снизится. Многие водители наверняка предпочтут объехать ремонтируемый участок по городским улицам и проспектам. Кроме того, продолжатся буровзрывные работы с неизбежным перекрытием автодороги. Часть пути сузится до одной полосы, на выезде из города уже сейчас организовано реверсивное движение, работают регулировщики. Водителям следует быть внимательными, обращать внимание на установленные дорожные знаки.

Место для разворота

В 2023 году закончится первый этап реконструкции автодороги. Границей обновленного участка и следующего фронта работ станет район бывшего поста ВАИ. Это место делит потоки машин на тех, кто движется в сторону флотской столицы, и тех, кто направляется в Ленинский округ Мурманска. Согласно проекту реконструкции на стыке трех дорог не предусмотрен разворот транспортных средств. Он появится чуть дальше, когда завершится второй этап реконструкции. Построенная вместо нерегулируемого перекрестка современная транспортная развязка в разных уровнях призвана распределить потоки машин, обеспечить удобный и безопасный разворот автомобилей. Перспектива реализации второго этапа реконструкции зависит от возможностей федерального бюджета.

Но как тогда будет организовано движение на выезде из города до появления развязки? На данный момент вопрос изучается, прорабатывается возможность изменения организации движения для ликвидации возможных заторов на этом участке.