Развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) требует решения проблем продовольственного обеспечения нынешних и особенно будущих северян. От состава и разнообразия продуктов напрямую зависит качество нашей жизни. Текущей ситуации на рынке пищевой продукции в АЗРФ было посвящено очередное заседание экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

Попотчевать оленевода огурчиком

- Производство пищевой продукции в Арктической зоне имеет много аспектов, - отметил координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников. - Первый - решение проблемы продовольственной безопасности. С этим связан наш здоровый образ жизни. Второй важный момент - развитие экономики территорий, новые рабочие места, особенно когда продукция вывозится за пределы региона.

В настоящее время власти ведут целенаправленную работу по развитию здесь пищевого производства. На это направлены программа «Арктический гектар», различные меры поддержки малого и среднего предпринимательства в АЗРФ.

Ситуация в северных регионах, конечно, сильно разнится. Как разнится и доступность самих территорий. И Мурманск по этому показателю никак не сравнить с отдаленными районами на востоке страны.

В Анабарском районе, как рассказал Владимир Ксенофонтов из Якутии, проживают около пяти тысяч человек. Два поселка по две с половиной тысячи. Оленье стадо насчитывает 25 тысяч голов. Ведется переработка мяса. Но большая проблема для местного населения - нехватка зелени, ведь зима длится месяцев десять. Сейчас выстраивается логистика завоза овощей. Много лет думали о постройке теплицы. Такой бизнес мог бы стать крайне полезным, но пока воз и ныне там.

Майя Дьяконова в свое время работала в Якутии учительницей. При школе, по ее словам, была теплица. Продавали местному населению до ста килограммов огурцов. Но это в летнее время. Зимой из-за отопления огурчики стали бы золотыми.

- Нигде в другом регионе страны нет таких проблем с транспортной доступностью, как в Якутии. Если есть автозимник, то определенный ассортимент продовольствия в магазинах имеется. Пусть что-то будет дорогим, но оно будет. Если автозимника нет, то каких-то продовольственных товаров нет ни за какую цену, - вступила в разговор общественный представитель ПОРА в Якутии, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Академии наук республики Анна Шишигина.

Исследования, как сообщила она, показывают, что на севере Якутии люди редко видят молоко и молочную продукцию, овощи, фрукты и зелень. Вопрос с этим стоит очень остро. В семейном бюджете северян преобладают расходы на продукты питания. Они составляют 29 процентов в общей структуре потребительских расходов. А на Чукотке этот показатель и вовсе превышает 40 процентов.

И производство, и курорт

На другом краю Арктической зоны ситуация иная. В Мурманске круглый год можно купить не то что огурцы или помидоры, а и клубнику. Здесь же ведется и добыча рыбы, которую мы поставляем не только в Россию, но и за рубеж.

Впрочем, у наших ближайших соседей есть продукция и куда более экзотичная. Так, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, юбилейным, сотым резидентом АЗРФ стало ООО «Северная мидия».

Карельская компания реализует инвестиционный проект создания крупнейшей на Севере России сертифицированной фермы по выращиванию мидий на собственных водных участках Беломорского побережья, а также уникального экокурорта.

Выращивать аквакультуру в индустриальных масштабах генеральный директор ООО «Северная мидия» Андрей Кячин намерен, чтобы напрямую поставлять мидии, рыбу и морские водоросли в рестораны Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России. Общая площадь водных участков, расположенных в Лоухском районе и предназначенных для этих целей, займет около 267 гектаров.

- Проект большой, - рассказал Кячин. - Мы только в начале пути. Это уникальное место около острова Соностров. Мидию там выращивали давно. Эта акватория, несмотря на холодную зиму, успевает прогреваться. И мидия успевает размножаться и вырастать. В конце шестидесятых - начале семидесятых годов ее там добывали до тысячи тонн, но тогда не было особого спроса.

Растет мидия долго, четыре года. Вырастает до размеров в 7-10 сантиметров, а это уже товарная продукция. «Северная мидия» планирует также выращивать ламинарию. Именно выращивать, а не добывать варварским способом, как делают сейчас другие. Компания тесно сотрудничает с Зоологическим институтом РАН.

Добраться до этих мест нелегко. От ближайшего жилья - километров семьдесят. Летом их приходится преодолевать по воде, зимой - на снегоходах. Ну а два месяца в году, весной и осенью, - межсезонье. Тогда до Сонострова и вовсе никак не добраться. Но что для бизнеса трудности, то для туристов экзотика. Отсюда и планы создать курорт. Но курорт экологический, без ущерба для хрупкой природы.