Арктический туризм - одно из важных направлений развития Мурманской области. Несмотря на пандемию, количество гостей, приезжающих из разных регионов страны познакомиться с нашим краем, растет. Для того чтобы эффективно развивать эту сферу, в правительстве области создан комитет по туризму. Решением губернатора его возглавил Александр Елисеев.

Он выпускник Российской международной академии туризма, имеет большой опыт работы в гостиничном и туристическом бизнесе, продвижении туристических услуг. Несколько лет занимался телевизионными проектами, посвященными туризму и путешествиям, в том числе участвовал в проекте Дмитрия Крылова «Путевые советы», был заместителем генерального директора телеканала Russian Travel Guide.

- Александр практически всю свою жизнь посвятил развитию внутреннего и въездного туризма, представлял Россию во Всемирной туристской организации, плотно взаимодействовал с Ростуризмом, был экспертом Российского союза туриндустрии. Теперь перед Александром Васильевичем новая интересная и амбициозная задача - превратить территорию Мурманской области в Мекку арктического туризма, - сказал Андрей Чибис, представляя нового руководителя комитета по туризму.

О своих впечатлениях от Кольского Заполярья, о целях, которые ставит перед собой Александр Елисеев, о задачах, которые планирует выполнять в первую очередь, он рассказал в интервью «Мурманскому вестнику».

- Александр Васильевич, как вы приняли предложение губернатора приехать в Мурманск и возглавить комитет по туризму?

- К нему я шел довольно долго. Учитывая тот опыт и знания, которые у меня за многие годы сложились, я понял, что стоит попробовать. Сейчас в России внутреннему туризму уделяется особое внимание, к нему поменялось отношение как у органов власти, так и у бизнеса, и у людей. Путешествовать по родной стране стало популярно. И я решил, что стоит сосредоточиться на одном регионе, познакомиться с ним подробнее.

- Что для вас Мурманская область?

- Я бывал в Мурманске не один раз, но он по-прежнему остается для меня загадкой. И каждый раз, приезжая сюда, я с огромным удовольствием нахожу отгадки. Я часто сталкиваюсь со стереотипами, которые существуют. Мои близкие, коллеги, с которыми я когда-то работал, переживают за меня, что я здесь мерзну, голодаю, что меня задувает ветрами. Я рассказываю, что здесь тепло, уютно и Мурманск совсем недалеко от Москвы. Ведь многие спрашивают, а московское ли время тут или какое-то другое. И один из проектов, которые мы планируем выполнить в ближайшее время, - выявление этих самых стереотипов, а на их основе - работа с теми гостями, которые могут к нам приехать, формирование портрета гостя. Это важно и для инвесторов, которые уже есть в регионе или которых мы ждем. Они должны знать, для кого они могут создать здесь свои туристические проекты.

- Еще в прошлом году у нас был один портрет гостя: это китайцы, которые приезжали, чтобы посмотреть на северное сияние. Сейчас в связи с закрытием границы из-за пандемии приезжает много россиян. На кого, по вашему мнению, местному турбизнесу надо ориентироваться сейчас?

- Я считаю, что мы должны быть открыты для всех, но необходимо выбирать приоритетные направления, чтобы к нам ехал осознанный турист.

- Где вы сами уже успели побывать, приехав в Мурманскую область?

- Я много где еще не был, но хочу побывать везде. Я выделил для себя выходные, чтобы познакомиться с областью. Естественно, поеду в Хибины, потому что там сейчас реализуется большой проект по созданию снежных трасс, идет строительство панорамного ресторана, который, надеюсь, будет лучшим на Севере.

- С представителями местного туристического бизнеса вы уже встречались? Какие впечатления остались?

- Да, несмотря на то, что у всех самый разгар сезона, встречались. Даже выезжал на некоторые объекты. Все они рвутся в бой, это хорошо. Мы договорились создать деловой клуб. Я его условно назвал «Арктическая лаборатория туризма». Коротко - АЛЬТ. Есть такая кнопка на клавиатуре компьютера, означающая перезагрузку, смену функции. Говоря о специфике региона, я обратился к коллегам с призывом не копировать кого-то и что-то, не пытаться сделать что-то самое большое на Севере или самое маленькое, а найти уникальность: вот, смотрите, везде хорошо, а у нас неповторимо! В профессиях будущего есть профессия режиссера туров. Чтобы быть успешными в турбизнесе, нам необходимы такие специалисты.

- А может быть, не надо ничего придумывать, взять в качестве примера ту же Турцию? Вот вам пляж, вот бассейн, все включено, и тут же киоски, где можно купить любые туры на различные развлечения. Выбирай на вкус.

- Нет, я сравниваю Мурманскую область не с Турцией, хотя в Турции в студенческие годы я успел поработать и аниматором, и официантом, и менеджером - занимался приемом чартеров, контролировал работу гидов. Я сравниваю Мурманск с Африкой. Да, именно с Африкой. Там особые принципы организации туристического бизнеса, примерно такие же, как здесь. Туда люди приезжают на сафари, на фотоохоту на диких животных. Там всегда - выигрыш или проигрыш, ты можешь успеть, а можешь опоздать, не увидеть. Там есть общие правила, единый стиль одежды туристов - пробковые шлемы. Утром все гости разъезжаются по своим маршрутам, вечером встречаются вместе в ресторанах, где на огромных мангалах готовят блюда из местного мяса.

- Да, туризм бывает разный. К примеру, гастрономический. И у Мурманской области есть хорошие перспективы.

- Благодаря проекту «Гастрономическая карта России» Кольский полуостров очень хорошо продвинулся. Мы получили не просто блюда арктической кухни, но и целое направление в туризме. У нас появились арктические завтраки в отелях. И наша задача сейчас - через формат «Арктической лаборатории туризма» развивать тему гастрономии. В том числе производства гастрономических сувениров. К примеру, мы знаем, что турист хочет увезти печень трески, но купить ее в стеклянных баночках не может. Я сам хожу по городу, как обычный турист, спрашиваю, узнаю и выясняю многие важные перспективные вещи. Взять с собой 3-5 килограммов семги или другой рыбы не каждый сможет, но можно создавать и продавать, к примеру, сувенирные рыбные наборы.

- Накануне Нового года в Мурманск прилетали первые чартерные рейсы с туристами из Москвы. Каков итог и есть ли перспективы организации подобных летних рейсов?

- Я уверен, что чартерные проекты нужно поддерживать и развивать с учетом того, что к нам летят туристы, которые успели побывать уже во многих регионах страны и за границей. Нам надо сделать так, чтобы люди, приезжающие сюда на несколько дней, могли познакомиться здесь с возможностями другого отдыха и вернуться в будущем на более длинный срок.

- Но мне кажется, что наш регион уже сейчас не справляется с тем потоком туристов, которые едут к нам. К примеру, в ту же Териберку. Отелей не хватает, многие туристические базы уже сейчас забронированы до лета.

- Согласен, мы не справляемся. Надо принимать инфраструктурные решения, разрабатывать логистику, заниматься транспортной доступностью. Многие проекты, которые я вижу - это не только на примере Мурманской области, но и в других регионах страны, - созданы на уровне романтиков и фантазеров: вот мне захотелось построить отель, я поставил домики, а потом оказывается, что жить там туристам неудобно, некомфортно. Вопросы качества предоставления туристических услуг очень важны. Мы сейчас работаем с Центром городского развития, у них масса предложений, готовых решений - от модульных сооружений, где могут жить туристы, до туалетных домиков.

- А что касается заправочных станций, говорят, что строить их на этих направлениях невыгодно?

- Согласен, что сейчас это так. Но если говорить о перспективах, автомобильный туризм здесь должен и будет развиваться. Нужна работа по привлечению бизнеса, и я уверен, что мы убедим участников рынка в необходимости открывать заправочные комплексы и максимальное содействие окажем.

- Губернатор, представляя вас в региональном правительстве, поставил задачу превратить Мурманскую область в Мекку арктического туризма. Как вы понимаете эту задачу и когда мы в эту Мекку превратимся?

- К большим целям идем малыми шагами. То, что мы можем сейчас исправить в организации туризма, мы должны исправить мгновенно. А когда мы превратимся в Мекку? Мы уже Мекка, но пока неосознанная - ни с точки зрения потребителя, ни с точки зрения бизнеса. Но, думаю, нам достаточно для этого года. Нам нужно закончить сейчас успешно зимний сезон и начать летний. Потому что летний туризм у нас недооценен. Пандемия показала, что нам не хватает единения с природой, с самими собой. Способов реализовать это очень много. Это и северное сияние зимой, и полярный день с незаходящим солнцем летом. Устроить ту же крикотерапию - найти место уединенное, где мы могли бы просто покричать!

Нам нужно раздвигать рамки туристического сезона. Чтобы люди из Сочи, которым уже надоела жара, могли бы прямым рейсом прилететь на Кольский полуостров и отдохнуть на северной прохладе в горах, на берегу Баренцева моря. Надо шире смотреть. Вообще у меня есть масса идей по развитию туристической сферы региона, которыми я пока не делюсь, хочу рассказать об этом в закрытом клубе, чтобы некоторые идеи не ушли в другие регионы, пока мы не реализуем их сами.