Лицо солдата

В областном художественном музее открылась выставка «Битва за Север», посвященная 75-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Более тысячи экспонатов представили пять музеев - два областных, краеведческий и художественный, и три муниципальных - из Колы, Полярного и Североморска. Впервые приехала экспозиция из Центрального музея Вооруженных Сил РФ, и его старший научный сотрудник Юлия Бобинова не без удовольствия отметила: «Положено начало нашей дружбы с художественным музеем Кольского полуострова».

В чем своеобразие этой большой выставки? Председатель областного комитета по культуре и искусству Сергей Ершов нашел точные слова:

- Перед нами правда о войне, которую уже нельзя ни подправить, ни переписать.

Как они смеялись во фронтовой молодости!

Все стены зала на третьем этаже увешаны документальными фотографиями крупного формата, военными плакатами, рисунками и картинами художников-фронтовиков.

- Есть лицо солдата! - как подметила директор художественного музея Ольга Евтюкова.

Более того. Лицо того солдата порой не отличить от лиц наших современников. Вглядитесь в рисунок работы Василия Баранова «Он защищал Заполярье», сделанный еще в 1952 году. Без военной формы это прямо-таки сегодняшний мурманчанин, которого запросто встретишь и на улице, и в торговом центре, и на палубе рыболовного траулера, и в купе поезда.

Говорящие вещи

Личные вещи другого фронтовика, но уже поэта, вызывают поистине симпатию. Сотрудник выпускавшейся в Полярном газеты «Краснофлотец» и участник ансамбля Северного флота Ярослав Родионов прославился на всю страну еще до войны, написав стихи к популярному музыкальному номеру Леонида Утесова «Песня старого извозчика». Вот она, эта пластинка производства Москворецкого завода, вот он, этот редкий мини-патефон, принадлежавший поэту. Он погиб в июле 43-го, когда возвращался с ансамблем после выступления в частях, а поезд попал под бомбежку близ Кандалакши.

Патефон Родионова.

Одна из улиц Мурманска в Ленинском районе носит имя летчика Героя Советского Союза Виктора Миронова. Оказывается, воздушный ас был поклонником светописи, фотографии. На выставке представлен его личный фотоаппарат ФЭД № 124532 выпуска Харьковского комбината им. Дзержинского. Такие камеры, сделанные на основе знаменитой немецкой «Лейки», до войны выпускали воспитанники Антона Макаренко, ведь комбинат вырос из мастерских трудовой коммуны, которой он руководил. С благоговением смотрю на китовый объектив этого высокотехнологичного советского фотоаппарата - классический «полтинник» с диафрагмой 3,5. Современные фотографы поймут мой интерес к этому вечному стеклу.

Вот начатая пачка папирос «Казбек», принадлежавшая капитану 1-го ранга Дмитрию Воденникову. Вот шинель вице-адмирала Александра Румянцева. Она, оказывается, не черная, а темно-синяя. Воистину говорящие об исчезнувшем из обихода детали.

Польская медаль «Конвои до Мурманска».

К слову, Ольга Евтюкова отметила, что, по ее многолетним наблюдениям, на такие выставки любят ходить мурманчане среднего возраста. И понятно. Когда-то это были дети, а теперь внуки фронтовиков. Они еще помнят из детства и всадника на пачке «Казбека», и цвет дедовской шинели.

Газета «Краснофлотец»

Есть на выставке и достойный видеоряд. На большом экране безмолвно бегут кадры фильма одной из самых интересных наших тележурналисток Светланы Боковой «Три года до осени» (12+) об обороне Заполярья. Надев наушники, можно посмотреть фильм и со звуком.

Ну и главное для меня впечатление выставки. Буквально на днях мы с фотокором «Мурманского вестника» Львом Федосеевым опубликовали репортаж «Десант из прошлого». Мурманские исторические реконструкторы на берегу бухты в Лиинахамари воспроизвели высадку героического десанта Северного флота в октябре 44-го в ходе Петсамо-Киркенесской операции.

И вот в витрине под стеклом газета «Краснофлотец», где на целый разворот под названием «Морской десант ворвался в Лиинахамари» дан фоторепортаж, что называется, с места события о той реальной операции. С каким тревожным любопытством вчитывался я в строки, написанные 75 лет назад! Но, слава богу, ничего вроде бы не перепутал в современном репортаже.

Задушевная выставка. Не так уж много на ней парадного красного цвета, зато под завязку черно-белых оттенков документальной правды о подвиге.